Семья и семейственность как оплот патриархальной культуры. Часть 1: Постановка проблемы.
Dec 20, 2013 05:56
Радфем не изобрели велосипеда в плане того, что семья - это чисто социальный конструкт, причем вредный - микроколлектив со своим диктатором, своими подчиненными, своей экономической эксплуатацией, своей конкуренцией и своим насилием, что семья обрезает людям крылья, связывает по рукам и ногам, калечит и уродует. На семью нападали и продолжают нападать и социалисты, и коммунисты, и хиппи, и радикальные ЛГБТИ. Однако, воз и ныне там. Юные девушки с упорством, достойным лучшего применения, тратят золотые годы жизни на поиск партнера. Мужчины, конечно, весьма рады плывущим в их руки халявным домработницам, психологам и проституткам, и после некоторых ломаний и набивания себе цены все же меняют свою драгоценную (а на самом деле ненавистную из-за ответственности) свободу на комфорт. Мерзкую шуточку про женщин: «Поломаешься и дашь», - можно переиначить по адресу мужчин как «поломаешься и женишься». Кроме того, презирая женщин, они сами возводят на пьедестал родных мужчин: отцов, братьев, шуринов-хуюринов: выплачивают за них долги, несутся спасать на другой конец света, а также пропихивают свояков где можно и где нельзя. [Читать далее]
Праздники люди предпочитают проводить совершенно одинаково и невообразимо скучно: на диване, с телевизором и салатом оливье - только бы в «семейном кругу». Если молодежь еще можно раскрутить на что-то поинтереснее (и то не всегда и, как правило, не девушек), то людям старше 25 бесполезно предлагать не только поход в лес, но даже и хорошее кафе. Могут пердолить лютой зимой через всю страну, чтобы усталыми, вымотанными приехать вечером 31 декабря, тут же встать, если это женщина, на кухонную вахту, настрогать салатов, потом перекусить и, едва дождавшись боя курантов, с облегчением плюхнуться спать. Вместо того, чтобы свежими и выспавшимися хорошо провести время среди друзей. И это в самом-самом лучшем случае они спокойно лягут спать, т.е., если родственники-мужчины не совсем алкаши и не совсем быдло. А в худшем такой Новый год может закончиться и в травматологии.
С отпуском та же недолга: если ехать куда-то, то семьей или парочкой, если с одной (!!!) подружкой, то непременно с целью найти в какой-нибудь Турции альфонса для великой любви и, опять же, в надежде завести семью. Одной ехать вообще не тру. Компанией друзей - тоже. А большинство вообще предпочтет в результате потратить сбережения на совершенно не нужный опиздический ремонт. И сам отпуск на него же. А что, это же «для семьи». В крайнем случае, пару раз за лето на шашлычки выберутся. Мерзость.
А еще есть кадры, тратящие деньги, которых бы хватило на поездку в ту же Чехию или Прибалтику, на то, чтобы упереться к двадцатиюродным тетушкам на Чукотку или в Калининград и просидеть недели три в четырех стенах, нянча десятая-вода-на-киселе-племянников и не имея иных развлечений, кроме разборок кузины с мужем. Это чтоб «семейные связи» не терялись. Мы же семья, мы же должны быть вместе. Плевать, что это средневековое своячество уже давным-давно отжило свой век, что тебе там не будет рад никто, кроме нянчившей тебя когда-то двоюродной бабки. Семья, еба. Вечная ценность.
Какие отношения существуют внутри этой «ценности» мы все знаем. Даже самая-самая патриархальная женщина не станет отрицать, что минимум в половине ее знакомых семей и протосемей - парочек - процветают насилие и хождения «налево». Даже если ее не били и не насиловали, она не может не осознать хотя бы годам к 30-ти, что те семейные тепло и любовь, которые она видит в кино и о которых читает в книгах, составляют не более 10% от ее реальной семейной жизни: ну там хорошо провели вечер, хорошо потрахались, иногда кто-то кого-то трогательно поддержал - но все это можно получить и вне этого чертова ограниченного круга людей! А остальные 90% семейной жизни - это:
1) для женщин прежде всего изнутрительный каждодневный труд, часто вдобавок к работе, совершенно не интересный, муторный, физический, нулевой в плане самореализации, при этом без отпусков и выходных и совершенно не оплачиваемый либо «оплачиваемый» в недостаточной мере и с периодическими попреканиями углом и куском; 2) для эдак 80% населения той же России - полное отсутствие свободных денег из-за того, что нужно кормить и одевать недееспособных членов семьи; объективно говоря, позволить себе завести детей так, чтобы и взрослым что-то оставалось, могут только оставшиеся 20%, однако попробуй объясни это традиционным на голову поборникам бесконтрольного размножения; 3) вечера в молчании и в изоляции друг от друга, когда жена возится на кухне, муж валяется перед телевизором, старшее дитя - самый адекватный в этом доме человек в силу возраста и чистоты восприятия - шляется невесть где, только бы не сидеть в этой тюрьме, а младшее сидит над ненавистной математикой или в слезах стоит в углу за яйца выеденного не стоящую провинность; 4) утра, когда никто не хочет вставать, все рвутся в туалет, все злые и либо орут друг на друга, как соседи по коммуналке, либо, опять же, каменно молчат; 5) воскресные обеды у свекровей и тещ: шпильки, косые взгляды, натянутые улыбки, километры нравоучений и бестактное вмешательство в твою жизнь; 6) абьюз, скандалы, выяснение отношений - у моих родителей очень мирная по сравнению с многими знакомыми семья, но все же дня не проходит без хотя бы маленькой, но ссоры, пары часов - без манипуляции.
Господи! И на вот это вот люди меняют:
1) полноценный сон; 2) покой; 3) возможность вести хозяйство по своему усмотрению: хочу - не убираю месяц, хочу - питаюсь только вне дома… да хоть ссу, блядь, на пол - это мой дом! 4) возможность распоряжаться своим телом, а зачастую и саму сексуальную удовлетворенность; 5) возможность заводить сколько угодно друзей и проводить с ними столько времени, сколько хочешь; 6) нормальное количество свободного времени, которое можно потратить по своему усмотрению; 7) некоторое количество свободных денег, которые можно тратить по своему усмотрению; 8) карьерный рост; 9) возможность получить второе или послевузовское образование; 10) какие угодно развлечения и хобби; 11) возможность распоряжаться своей судьбой, резко и неожиданно ее менять: хочу - займусь подпольной революционной деятельностью без страха, что возможная неудача негативно отразится на ком-то, кроме меня, хочу - приму буддизм, продам бизнес и квартиру в столице и махну на Тибет дикарем в поисках смысла жизни.
Почему, черт побери?!
Есть, конечно, материальные соображения, которые держат людей вместе: мужчине брак очень выгоден, так как он ничего не теряет и приобретает очень полезную вещь в дом, женщина, даже если ее мозг не очень засорен патриархальной идеологией, зачастую вынуждена подписываться на кабалу, потому что многие блага: жилье, транспорт, технику, даже зимнюю одежду - мы в большинстве своем имеем возможность получить только из рук мужчины. Или, по крайней мере, заработать и приобрести с ним на паях, причем его пай будет выше. Потомство растить в одиночку адски тяжело. Плюс в экстремальных бытовых условиях, в которых существуют люди в «развивающихся» (=нищих) странах, партнер, дети и иные родственники - это страховка от несчастного случая. Ну там чтобы было кому посодержать с месяц в случае внезапного увольнения, ухаживать в случае болезни и в старости…
Но все же семья - это такой камень на шее и такая нервотрепка, что все люди, имеющие хотя бы относительный достаток, отказывались бы от нее, не будь другой причины - более глубокой и существенной - обусловливающей ее живучесть и то, что никакие социальные перевороты, никакой прогресс и никакая эволюция общественного сознания не смогли ее истребить. Эта причина - удовлетворение в семье двух важнейших инстинктов, присущих человеку как виду. Первый - это либидо (и либидиозная влюбленность, в которую его частично или полностью преобразует сознание), второй - инстинкт коллективного животного. Желание существовать в неком сообществе и страх одиночества - трансформация животного страха отбиться от стаи. Кирпич полового инстинкта скрепили цементом инстинкта коллективного животного - и получилась твердыня семьи. И какое бы дерьмо ни было внутри этих стен, они все стоят.
И сколько бы ни было людей в этом здании, какого бы они ни были пола, гендерной идентичности, политических убеждений, суть будет одна и та же - кучка людей, совершенно не имеющих духовной близости, использующих друг друга в различных целях, злящихся друг на друга, порой ненавидящих и истязающих друг друга, но у которых велением случая оказались общие гены или общая постель и которые из-за этого прочно скованы вместе цепями либидо, инстинкта коллектива, кондовой вековой традицией семейственности и общим имуществом.
И самое паршивое, что у человека, живущего в мире, где все завязано на семейственности, нет никакой альтернативы. Закроем глаза на открытый невозможный прессинг, на постоянные бестактные расспросы, попытки случить тебя с кем-то, как собаку, на эти вечные «тибяниибут», «тибе нада мужика а то ты злая» (хотя причем тут секс и с чего эти люди взяли, во-первых, что он должен обязтельно быть, во-вторых, что если нет романтических или семейных отношений, то нет и секса, непонятно), глубокомысленные предположения об ориентации... Закроем глаза даже на недоверие и бойкотирование: когда, скажем, тебя не зовут на посиделки, где будут только семейные и/или «спаренные», из страха, что ты будешь охотиться на чужих партнеров. Представим отвлеченно-идеальное существование среди воспитанных нетупых людей: все приняли твой выбор love-free, child-free и family-free, никто не доебывается, никто не домогается, никто не боится, что ты у него партнера отобьешь, никто вообще ничего на эту тему не говорит и даже не думает. Как тебе живется? Все равно невесело. Инстинкт коллективного животного как либидо - его не истребить. И осознание одиночества как очень и очень некомфортного состояния - тоже. А в мире семейных людей family-free всегда изгой.
Начиная лет эдак с 20, когда все твои подруги и друзья уже обзавелись постоянными партнершами и партнерами, ты начинаешь испытывать сложности с коммуникацией. После учебы/работы с ними не прогуляешься, потому что они несутся как ненормальные домой или на свидание - чтобы дома встать у плиты и после свидания плакать, но несутся. В театр не сходишь, потому что они в этот вечер идут со своей «половинкой» в кино, чтобы вместо просмотра фильма едва ли не сношаться на задних рядах. В хорошую погоду по парку не пройдешься: туда они ходят только со своей «половинкой». И присоединиться к ним никак нельзя - вы что, это бестактно, они же так друг друга любят, что не могут полчаса провести не целуясь и не воркуя о лично-интимном. То же самое и с кафе, и с ночным клубом. И выдернуть их на репетицию любительского театра или сплав по реке тоже проблематично: они у нас люди несвободные. Без «половинки» нельзя: обидится, заревнует, - а у «половинки» ненормированный рабочий день либо другие интересы (например, копаться на даче или дома сидеть). Про поездки компанией вообще стоит забыть. И вообще людей все труднее и труднее становится собрать в количестве более одного. И ваша компашка, которая на первом курсе казалась такой дружной и веселой, все редеет, редеет… пока из нее не останешься одна ты.
В гости к тебе люди, зацементированные «отношениями», ходят редко, а тебя к себе не зовут почти никогда. Даже если отсутствует фактор ревности - например, если ты лесбиянка, а они - парочка негомофобных нетупых натуралов. Все просто: ты для них не-своя. Не сородич. Они создали свою стаю - крошечную, ограниченную, слабую, но их это устраивает, и тебе в ней нет места. «Убрать чужака», - вкрадчиво шепчет невообразимо тупое бессознательное. И они тебя убирают из своей жизни.
Все больше в соцсети фотографий, где только они вдвоем либо один другому позирует, - дурацкие пошлые фото на семейном - опять же! - застолье на фоне ковра и на одном и том же берегу в разных позах. И давным-давно в этой куче потерялись фотографии с тобой и с другими друзьями - фото, на которых запечатлены такие важные для вас, тогдашних, моменты: выпускной, вручение диплома, победа вашей команды, студенческий капустник… С течением времени пропасть между тобой и семейными знакомыми растет и ширится. Годам к 27 доходит до того, что ты не можешь не только встретиться с человеком, но даже и позвонить, потому что у нее день расписан по минутам: работа, в садик за дитятей, готовка, стирка, ребенка пора укладывать - вуаля, звонить нельзя. И ответы на сообщения в соцсети приходят с опозданием на неделю.
Создается ситуация просто дикого коммуникативного голода. Тебе становится вообще не с кем поговорить: ни с коллегами, ни с соседями, - потому что люди прожужжат тебе все уши рассказами о жизни своего семейства, о любимых блюдах мужа, газиках, которые пучат ребенка, и дедушкиной ишемии… ну или о трудностях на поприще обретения «отношений», а разговор на темы, интересные тебе, поддержать не смогут.
А «друзья»-мужчины исчезают с горизонта значительно раньше, ибо не могут считать женщину человеком и уж тем более другом. Несмотря на их дешевое панибратство, фальшивую искренность, притворное корыстное внимание и помощь с дальним прицелом. С того момента, как ты проиграла в голове «друга» кастинг на роль домработницы (зачеркнуто) и бесплатной проститутки (зачеркнуто) «половинки», причем даже не догадываясь, что тебя рассматривали в таком качестве, ты больше не удостоишься его внимания.
Итак, ты оказываешься совершенно отрезана почти от целого мира. Но крошечный кусочек этого мира - твои собственные родственники - напротив, проявляют к тебе повышенное внимание. Родители - люди другого поколения, других ценностей, с которыми ну совершенно не о чем поговорить, которые сведения о мире черпают из телевизионных ток-шоу, которые тебя когда-то насильно крестили, для которых ты «шлюха», потому что в 21 год рассталась с детством в одном месте и помог в этом не законный муж, для которых «педики - это извращенцы» и «вот в наше время все было лучше». Бабушки-дедушки - вообще клиника: с точки зрения «вечных ценностей» ты обязана терпеть от них любые оскорбления и унижения только потому, что они старше, и уважать их не за реальные заслуги, а за возраст, то есть, за само их существование. Притом, что гарантии, что твой такой героический дед не насиловал в 45-м немок и полек, нет никакой. Братья, выросшие приличным быдлом. Сестры, выскочившие замуж в 18 и погрязшие в собственной семейственности. Мужья сестер - тоже быдло. Тети и дяди, кузены и кузины, троюродные, пятиюродные - по сути, совершенно чужие во всех смыслах люди, но на которых периодически приходится тратить свое время. Пристающие племянники, которые носятся вокруг, орут и готовы разнести тебе весь дом, - попробуй только прикрикнуть или попросить не приходить к тебе с детьми - ты что! Ты не только на это не имеешь права, но и не имеешь права отказаться, когда их на тебя спихивают - нянчи.
Казалось бы: ну если нет ничего общего - зачем общаться? О нет, что ты, как ты смеешь, это же отец, который тебя «настрогал», мать, которая родила в муках, растильцы-кормильцы, бабушка, которая колыбельные пела и карманные деньги давала, тетя, которая выпускное платье подарила… И правда, думаешь, нехорошо. Положение обязывает. И послушно берешь трубку, и поддерживаешь водяной разговор длиной в час, и послушно трюхаешься двое суток в поезде к родителям на этот сраный Новый год. Тем более, что кроме них встречать его все равно не с кем, а одной как-то невесело. И если случится что-то серьезное, за помощью и поддержкой обратишься все равно к родственникам. Они могут не помочь тебе, а могут помочь (матери обычно помогают). Но обращаешься все равно к ним, потому что к кому-то другому как-то вроде и права не имеешь. И если тебе помогут, то не за твои душевные качества и заслуги, не потому, что уважают тебя как личность. Они и не знают, что ты за человек. Но ты для них своя. И поэтому тебя не бросят. А не-своего бросят однозначно. Максимум дадут немного денег на еду и раз в сто лет окажут небольшую услугу - и то если они ОЧЕНЬ добрые люди. А другие, для кого ты не-своя, бросят тебя.
И что делать? Как не смириться с ситуацией и не начать общаться преимущественно с родственниками, судорожно вылавливать партнера, чтобы было кому хоть рассказать, как прошел день, плодить не просившихся на свет детей, чтобы в старости было кому за тобой судно выносить? Как не дать культуре себя сломать?