"Кости": антиженская пропаганда в массовой культуре.

Feb 26, 2015 22:26

Возникла потребность высказаться по поводу детективного сериала «Кости», рекомендованного к просмотру в качестве годного для непатриархальной женщины развлечения. Можно было бы коснуться художественных огрехов, коих овердохуя: будучи довольно реалистичными в изображении ФБРовских и судебных кулуарных интриг, авторы насилуют логику особо жестоким способом, никак не поясняя тот факт, что человек, имеющий родственников с непогашенными судимостями и богатым криминальным прошлым, работает на ФБР. Также я могла бы пройтись по потрясающему психологизму в изображении научной среды: такие образы шизанутых ученых, едва ли не дерущихся из-за трещинки на кости и в бытовой речи изъясняющихся тем же языком, каким пишут монографии, можно встретить разве что в старых советских комедиях. Но меня, как, думаю, и вас, интересует совсем не это. Художественную сырость можно было бы простить, если бы количество сексизма в сериале не превышало критическую рвотную норму феминистки.

Что ж, образы двух главных и двух самых значимых второстепенных героинь и героев действительно не совсем стандартны. Перед нами женщина, у которой достаточно фемининная внешность сочетается с личностными характеристиками, которые у нас маркируются как маскулинные: аналитический склад ума, прямолинейность, нигилизм, эмпиризм, скептицизм, сила характера, сдержанность, интроверсия, доходящая едва ли не до социопатичности и выраженная шизоидность (ну должны ученые быть слегка неадекватными, а то народ будет разочарован!), да еще и при всем при этом немыслимая для любой патриархальной культуры сексуальная раскрепощенность. К тому же, она не робкого десятка и прекрасно дерется: может уложить нескольких здоровых мужиков с помощью одной только палки, имея стандартные женские ручки, которые можно соплей перешибить. Уже запахло ложью и розовыми очками, а? Идем далее. У нее есть лучшая подруга - безбашенный Казанова с вагиной, - а  у этой подруги есть бойфренд, о сексуальной жизни которого мы не знаем почти ничего и который все время преданно и покорно ждет, пока она нагуляется и вернется к нему. Правда, эта подруга имеет стандартный имидж а-ля аппетитное мясо для траха в красивой упаковочке, а с этим страдальцем нянчатся все, кому не лень, но закроем на это глаза до поры до времени. Равно как и на то, может ли женщина обладать эмоциональной тупостью мужчины и использовать мужчин исключительно для секса, а если может, то каково количество таких женщин на планете Земля. В конце концов, в отношениях этой парочки меньше всего абьюза по сравнению с другими парочками в фильме. Вернемся к главным героям. У нашей главной героини есть напарник - брутальный мачо с мировоззрением провинциальной старушки: интуит, тонко чувствующий людей и распознающий ложь по мимике, житейски мудрый, дипломатичный, религиозный (а еще верящий в духов и инопланетян!), с придыханием говорящий о детях, чуть ли не любой разговор с родственниками жертв начинающий словами «Я тоже отец» и на каждом углу трубящий, что главные для него ценности - семья, любовь и родина. Фемининно выглядящая брутальная дама и смешной интуит в обличии сурового ветерана войны и копа, женщина-пикапер и мужчина - юная дева с разбитым сердцем. Все. На этом «несексизм» сериала заканчивается и начинается самый обычный мизогинный беспредел.

Знаете, что для меня фильм с некритическим количеством сексизма и мизогинии? Нет, это не фильм, где женщин и мужчин можно поменять местами и история не станет нелепой - такие фильмы скорее надевают розовые очки, чем их снимают. Не фильм, где женщины занимают руководящие должности и занимаются работой, которая была и остается прерогативой мужчин (одадада, никакого стеклянного потолка, вон поглядите: у нас есть и крутые программистки, и отвязные байкерши, а остальные 95% женщин добровольно и сознательно выбрали роль прислуги!). Не фильм, где есть чайлдфри, незамужние, лесбиянки и даже феминистки. Не фильм, где главная героиня - женщина и женщин больше, чем мужчин. И даже не фильм, свободный от идеологии романтической любви, пропаганды деторождения и патриархальной семейки. И даже не фильм, где - подумать только! - женщины говорят с женщинами не о мужчинах. Для меня количество сексизма и мизогинии измеряется следующими параметрами:
- присутствуют ли в фильме ситуации неуважительного, несправедливого и/или жестокого отношения к женщине?
- если да, то в каком ключе они преподносятся: отрицательном, нейтральном или же положительном? какой герой является абьюзером и как к нему относятся авторы?
- сколько в фильме женщин с чувством собственного достоинства: не пресмыкающихся перед мужчинами, не предающих других женщин, не проявляющих мизогинии и вместо того, чтобы лезть вон из кожи, доказывая свою значимость, дающих отпор мужчинам в ответ на попытки запугать, травмировать, вызвать чувство вины на ровном месте, заменсплейнить, загазлайтить, заткнуть рот и подмять?
- поднимается ли в фильме хотя бы в двух словах, хотя бы в самом либеральном виде, проблема угнетения женщин?

И этот тест сериал «Кости» проходит даже не на двойку, а на ноль без палочки, ибо ни одному Новоселову и ни одному Торсунову и не снился такой учебник по курощению баб. В фильме прослеживается изощреннейшая абьюзная тактика в отношении тяжело травмированной женщины, выверенное, художественное, прямо ювелирное издевательство, которое женщину любой степени интеллектуальной одаренности и чувства собственного достоинства, любого образовательного уровня и социального статуса за несколько лет превратит в собачонку, жадно ловящую каждое слово Хозяина. Не верите? Смотрите сами: героиню в конечном итоге заставили:
- принять таким, какой есть, и полюбить отца - матерого уголовника;
- простить брата, который бросил ее в детстве совершенно одну, сдал в детдом;
- попросить прощения у придурочного самолюбивого ипохондрика, у которого в ответ на совершенно справедливую критику его сомнительного научного труда отнялась рука (а после извинений паралич, извините за каламбур, как рукой сняло, ага);
- отвалить полторы тысячи баксов на спасение какого-то поросенка от превращения в бекон (кстати, еще один повод блевануть: обе героини - принципиальные вегетарианки);
- отказаться от своей сексуальной свободы;
- отказаться от участия в серьезной научной экспедиции;
- потрахаться с главным героем, стать его женой и родить ребенка, что противоречит ВСЕМ ее жизненным принципам, озвученным в начале сериала.

С первых же минут мы узнаем, что Силли Бут зовет Темперанс Бреннан идиотской кличкой «Кости», невзирая на все ее протесты. Где-то ко второму сезону она затихает, а к третьему смиряется и даже типа в шутку начинает сама себя так называть. В первой серии Бреннан спасает шкуру Бута, застрелив преступника, который мог его убить, а во второй Бут в благодарность за это лишает ее права на ношение оружия по причине того, что она, видите ли, предупредительные выстрелы не сделала. Нет, то есть лишает-то не он, но от него зависит, получит ли она оружие снова. И конечно же, она его не получает, несмотря на то, что он зачем-то таскает ее (судмедэксперта - ой бля, логеко создателей…) с собой повсюду, даже на задержания. И Бут миллион раз становится героем, спасая безоружную от вооруженных (раз в две серии Бреннан непременно пытаются убить). Но это еще цветочки.

Весь сериал этот самый Бут:
- придирается к Бреннан по поводу и без;
- затыкает ей рот, будучи раза в два глупее и обладая кругозором в десять раз меньше, чем у нее;
- играет в «холодно-жарко»: сначала недопустимой фамильярностью разрушает служебную дистанцию, а потом, как только женщина расслабится и позволит себе говорить с ним как с приятелем, вежливо, но жестко осаждает ее и ставит на ее бабское место;
- с маниакальной педантичностью вызывает у нее чувство вины за каждое ее слово и каждый поступок;
- проявляет обывательскую агрессию по отношению к «умникам», то есть ученым, сыплет мерзкими шуточками о них;
- говорит вслух то, о чем нормальные люди молчат, например: «В школе ты была заучкой с маргинальным социальным статусом, и злость на красавицу и всеобщую любимицу вполне понятна», - и где, спрашивается, его хваленое чувство такта, за мифическое отсутствие которого он постоянно пилит Бреннан?
- разбалтывает доверенные ему тайны;
- лезет в дела, совершенно его не касающиеся… правильно, дети, пять: в постельные дела; читает слатшейминговые нотации;
- нападает на позицию чайлдфри до тех пор, пока Бреннан, чья внушаемость превзошла его ожидания, не начинает просить его сперму для ЭКО - мудак растерялся и спермы, конечно, не дал;
- льет Темперанс в уши идеологию романтической любви;
- втирается в доверие к людям из сколоченного ею коллектива и переманивает их на свою сторону в своей скрытой борьбе против нее;
- меняет любовниц, как перчатки (ну любовь и моногамная семья для него ведь главное, че), периодически спит с матерью своего сына, причем новую подружку заводит аккурат тогда, когда его отношения с Бреннан грозят вот-вот перейти границу дружеских; проще говоря, занимается фри-лав абьюзом, а еще проще говоря, френдзонит и динамит явно эмоционально привязанную к нему женщину;
- буквально измывается над беременной Темперанс; альфачит, показывает, кто в доме мужыг, занимается менсплейнингом и газлайтингом, фотографирует ее плачущую и ржет, делает замечания по поводу количества еды (беременной, блядь, пожрать спокойно не дает!!!);
- позднее, уже в роли муженька и и папашки, создает ситуацию матрицида.

Ситуация первая. Бут уезжает в Афганистан, Бреннан - в Индонезию на раскопки. В аэропорту она едва ли не со слезами держит его за руку и просит беречь себя. Он говорит: «Мы встретимся через год на крыше торгового центра». Они встречаются, правда, раньше, чем через год. И обнимаются. На крыше торгового центра. И он радостно говорит ей, что встретил в Афганистане любовь всей своей жизни. У Темперанс никого не было весь год.

К слову сказать, Дейзи, девушку-интерна, которая ездила вместе с ней на раскопки, бойфренд (до-до-до, нетакее всех нетаких, даже как-то раз плакал из-за нее!) бросил прямо в аэропорту, ибо нехуй всяких первобытных человеков искать, когда у мущщинки хуй не сосан. Он просто заявил, что в джунгли с ней не поедет и ждать ее не будет, весь год ебал все, что шевелится, а когда она приехала и попыталась возобновить отношения, дал ей отставку, но от траха не отказался. Да еще и обвинил ее в том, что она ему «сердце разбила».

И экспедиция оказалась неудачной - ну пральна, че там бабы найти могут? Надо было дома сидеть - тогда бы мужиков не упустили.

Ситуация вторая. Бут и Бреннан рассматривают фотографии фигурантов дела. Бут восклицает: «Яуза!» Из дальнейшего разговора мы узнаем, что это аналог «Ябвдул!», только времен начала ХХ века. В другой раз Бреннан, явно желая угодить, по поводу какой-то фотографии тоже восклицает: «Яуза!» И Бут тут же затыкает ей рот: «Ну хватит, что ты прицепилась к этой яузе, что за глупое слово!» И таких эпизодов в каждой серии минимум два. Чтобы выжить в ситуации постоянной психологической агрессии в свой адрес, Бреннан порой подчеркивает и культивирует свою социопатичность, доходя до некоторого юродства: дескать, вот такая я дурочка не от мира сего, что с меня взять.

Да, вы угадали: героиня прилично идентифицирована с мужчинами и нехуево так мизогинна. Назвать женщину самкой для нее в порядке вещей (правда, она в принципе любит говорить о людях в терминах зоологии и мужчин называет самцами, но мне ли вам говорить, какую коннотацию у нас во всех языках имеет слово «самец» и какую - «самка»!). Дейзи эту несчастную дважды увольняла только за разговорчивость и эмоциональность (утомляет, видите ли!) и приняла назад только по просьбе вышеупомянутого бойфренда (мужыг попросил!). Девочек из команды юных натуралистов отчитала за то, что они привезли найденный труп в институт, нарушив картину места. Все окружение мужское, подруга одна-единственная - та самая донжуанка Эйнджела.

А сколько интерсекционалистской шизы - мама дорогая! Тут и геи, и трансы, и ебанутые защитники кур, и придурок иранец, каждые два часа бьющий поклоны на своем рабочем месте и заставивший всех «уважать его культурные особенности», и еще более омерзительные сектанты, удалившиеся от цивилизации, чтобы одеть баб в длинные юбки и чепцы и отправить на кухню… И хоть бы одна жертва бытового или сексуального насилия! Ну это же детектив, епта, - хоть бы раз проявили внимание к таким преступлениям! Для сравнения - в сериале «Место преступления» - стандартном сексистском говне с альфа-самцами, - неплохо и в правильном ключе развита тема сексуального насилия и бытовое затрагивается не раз. А еще лучше смотреть наш отечественный «След» - тупое вранье, которому не поверит ни одна женщина с айкью более ста. Лучше уж когда открытым текстом один раз сказали: «Соси и рожай!» - чем когда эту идею доносят в процессе двухсотсерийного перевоспитания зарвавшихся баб.

Я проанализировала сейчас десятую долю мизогинного дерьма в этом сериале. Много чего еще осталось незатронутым: интерн, обвинивший Эйнджелу в домогательстве на основании ее кокетства, начальница их службы Кэм Сероен, которая явно больна синдромом вахтера и целый сезон пытается выжить Бреннан из института, ситуация с бывшей любовницей Бута, родившей от него (он долго ныл, что она его сама бросила, а когда она предложила попробовать заново, конечно же, слился)… Но если разбирать все, выйдет обзор толщиной с «Войну и мир». Думаю, мне пора остановиться, и надеюсь, что все, не посмотревшие этот сериал, теперь имеют о нем некоторое представление.

Предвижу вопрос о том, понравилось ли мне хоть что-то в сериале «Кости». Да понравилось, и это сами кости. Лежат себе, молчат, женские уже не страдают, а мужские никому не могут причинить вреда.

феминистская культура, ни радфем ни либфем

Previous post Next post
Up