Тех, кого считают сильным, Почему-то не жалеют Дескать, жалость унижает, Дескать, жалость ни к чему. [Читать эпиграф полностью]Им положена гитара, Да еще пустой троллейбус, Да еще... А впрочем, хватит, Слишком много одному.
Те, кого считают сильным, По привычке зубы сжали, По привычке смотрят прямо На любой пристрастный суд. Слабым вдвое тяжелее - Им нести чужую жалость, Да еще... А впрочем, хватит - А не то не донесут.
О. Ладыженский
Даже для большинства либеральных околофеминисток уже не составляет труда распознавать классических альфа-абьюзеров, которых мы обозначаем как волков. Абсолютно все радфем и половина интерсекционалисток также сравнительно легко распознают абьюзеров хитрых - "феминистов" и "нетаких", - которые получили прозвище волков-вегетарианцев. И даже не так мало уже у нас совсем плохих девочек, которые отказывают в обслуживании и праве на шпионаж транс-"сестрюням" с мудрыми женскими членами, коих мы идентифицируем как волков в овечьей шкуре. Но увы, на этом список особо продвинутых юзер..... не заканчивается. Очень мало кто из нас - таковых едва ли не по пальцам пересчитать можно - умеет различать еще один тип, не менее опасный, чем предыдущие, - женщин-манипуляторок, которые вполне заслуживают звания овец-каннибалов.
Две разновидности таких женщин: стартаповки и "нитакиекакфсе" с раздутым ЧСВ кратко и исчерпывающе описаны вот в этом посте. Я же хочу поговорить о типе третьем - нищщясных жертвах, отжирающих наибольшее количество нашего ресурса и из-за тесного контакта с очень агрессивными мужчинами представляющих прямую угрозу нашей личной безопасности.
В отличие от двух других типов, активно пытающихся утвердить себя в мужском мире, нищясные жертвы обитают преимущественно на женской территории, причем на той, где есть что поесть: организации ИРЛ, сообщества в соцсетях и форумы психологической помощи, посвященные насилию, несчастной любви, расстройствам пищевого поведения и, конечно же, феминистская тусовка. Жертву свою они выбирают основательно, осторожно и придирчиво: какое-то время не выделяются особо в тусовке, держатся нейтрально-приветливого тона и обзаводятся кругом знакомых. Потом, отобрав несколько претенденток, заводят более близкое общение и начинают женщин прощупывать, а прощупав и определив наиболее патологически социализованную и готовую обслуживать, начинают потихоньку ею закусывать: раз кусочек, два кусочек.. Есть, конечно, и те, что берут нахрапом: оставляют крики о помощи в открытом доступе, устраивают показательные истерики ИРЛ, стучатся в личку или в буквальном смысле слова в дверь понравившимся женщинам: помогите-спасите, убивают / самоубьюсь, но это более топорная работа, ибо в среднем после третьего такого поступка все, у кого есть хотя бы намек на критическое мышление, догадываются о манипуляции. Большинство придерживается вышеописанной осторожной тактики. И это уже должно наводить на определенные мысли: если есть сила воли какое-то время держать себя в руках, говорить о ерунде, присматриваться в женщине, прежде чем "довериться и открыться", это уже говорит о том, что наша жертва не так слаба и измотана стрессом, как старается показать. Человек в настоящем отчаянии делает кучу ошибок и часто выглядит смешно и глупо. Либо не в силах делать уже вообще ничего, даже говорить о своей проблеме.
Но вы этого еще не знаете. Вы верная женскому сестринству феминистка, горящая праведным гневом, готовая на своих плечах выносить раненых сестер с поля патриархального побоища, отбиваясь от толпы вооруженных мужчин. Вы знакомитесь с милой неглупой женщиной с прекрасными грустными глазами, общение ваше становится все более близким, она даже может вам в чем-то немного помочь... и через некоторое время общения начинает рассказывать о своей жизни вещи, от которых становится все более и более дурно. Сначала, как правило, это самое культурно приемлемое страдание - несчастная любовь (бросили, фри-лав-абьюз, любовный треугольник, пр.). Иногда к несчастной любви примешиваются негетеросексуальная ориентация и гендерная дисфория. Вы поддерживаете ее во всем, делаете комплименты - короче, поднимаете самооценку всеми доступными способами. Но выясняется, что эта любовная история только вершина айсберга страданий нашей нищясной жертвы. Она рассказывает вам что-то уже посерьезнее, например о своих психологических проблемах (фобии, панические атаки, членовредительство, расстройство пищевого поведения, депрессия). Вы слегка озадачены, возможно, даже порекомендуете ей обратиться к специалистке. И тут будет второй момент, который должен насторожить: ваше предложение будет встречено негативной реакцией разной степени силы, от "у нас нет подходящих специалисток" до "янебольная!" с обвинением вас в том, что вы, сука такая, ее хотите "упечь в психушку" с электрошоком и медикаментами, от которых она станет овощем. Вам первый раз становится неуютно рядом с этой женщиной. В этот момент надо послать так же, как советуют при малейшей манипуляции посылать мужика, но вы пока этого тоже не знаете.
Итак, вы ее не посылаете и вместо этого либо продолжаете осторожно убеждать пойти с психотерапевтке, либо (после резко-негативной реакции) пытаетесь в меру своих сил оказывать ей топорную психотерапевтическую помощь. Возможно, даже что-то читаете по теме либо тайно берете консультацию специалистки. Но это еще далеко не конец. Нищясная с каждым днем радует вас все новыми скелетами в шкафу: измены партнера/-ши, крики, оскорбления, унижения, контроль, ограничения в передвижении, беременность при религиознутой слат-шеймерской семейке либо аборт, сделанный под давлением родственников или мужчины, наркомания, инвалидность / смертельный диагноз, пережитое изнасилование, возможно, еще и в детстве, возможно, еще и родственником, побои и прочие физические истязания, суицидальные мысли и попытки суицида (в среднем обычно наличествует половина списка)... Вы растеряны. Ваша социализация плачет и орет: "Помоги!" - а разум уже начинает ясно формулировать смутную тревогу: "Тебе с этим не справиться". Но вы так погрязли в чужой жизни, что от этой женщины не получится быстро и безболезненно избавиться: из тихой трепетной лани с печальными глазами она каким-то образом незаметно превратилась в довольно назойливую и настырную особу, названивающую и написывающую вам по десять раз на дню, и если дать ей от ворот поворот, так просто в покое она вас не оставит. Кроме того, наверняка уже энное количество знакомых в курсе того, что вы у нас благородное дело совершаете - спасаете жертву насилия - ну тут уже подключаются nobless oblige и "что станет говорить княгиня Марья Алексевна". Вы решаете во что бы то ни стало вытащить ее из травмирующей ситуации и начинаете предлагать конкретную помощь: с жильем, с работой, с деньгами, с детским садом для ребенка, медицинскую... Вы берете вообще все проблемы на себя, памятуя о том, что у жертвы "нет сил" уйти. И тут наступает момент истины: вы получаете категоричный отказ, а если упорствуете в убеждении, то и агрессию, и демагогические обвинения в том, что вы "лезете в ее жизнь", "учите" и "встаете в позицию силы". В этот момент посылать надо уже срочно, причем жестко, невзирая на истерический визг, чтобы потом она не вздумала вас преследовать.
Если вы этого не сделаете, ПТСР начинает развиваться уже у вас. Сорок минут, которые вы изначально тратили на общение с ней, растягиваются до 3-8 (!!!) часов в сутки, в зависимости от вашей степени загруженности. Вы уже не помните, когда последний раз читали и смотрели кино, отнимаете на разговоры время у своих повседневных дел и у сна. Вы бегаете среди ночи по провинциальному городу в поисках места, где можно закинуть деньги на телефон или интернет, чтобы выйти с нею на связь и удостовериться, что на еще жива. Она жива. Она рассказывает одно и то же: как ее унижают и истязают. Вы уже ни на чем не настаиваете - просто ласкаете ее, как свою маленькую дочку, и плачете вместе с ней - от ужаса и собственного бессилия. Вдобавок к постоянным ситуациям абьюза у нее в жизни периодически происходит еще какая-то неведомая ебаная хуйня: то ее брату / бойфренду понадобились деньги и она их украла у абьюзера/-ов, а теперь боится, что он ее убьет, то она снова залетела и не знает, как вырваться тайком к гинекологу, то она испортила какие-то ценные вещи абьюзера, то потеряла работу, которая у нее была. Часть этих проблем непременно вешается на вас. Вы невольно начинаете уже... обвинять жертву? или просто размышлять?... если у тебя такая семейка - ну сиди ты и не высовывайся, не зли его / их лишний раз. Но у нее удивительным образом хватает сил делать то, за что ее могут убить, а порой и на сопротивление в драке. А уйти не хватает.
А еще у нее хватает сил над вами издеваться. Да-да, а вы думали, в сказку попали? Говорить очень неприятные вам вещи, давить на ваши болевые точки, лезть в вашу жизнь с дурацкими советами, закатывать истерики, обвинять Богиня весть в чем, ни с того ни с сего без всякого конфликта прерывать общение - потому что у нее "такой период" и "извини, я не хочу с тобой больше общаться," - потом возвращаться как ни в чем не бывало и начинать заново свои жалечки... Даже если вы стопроцентная гетеро, у вас начинает развиваться по отношению к этой женщине какая-то нездоровая привязанность: вы чувствуете, что вам недостает общения с нею. Если же вы не гетеро, то можете всерьез влюбиться нездоровой любовью, как в пикапера. И она даже ответит взаимностью... и предложит вам до конца дней трахаться пару раз в неделю тайком либо, если общение происходит только в интернете, любить друг друга вечно на расстоянии любовью Петрарки к Лауре.
Она может кормить вас обещаниями уйти. Она может уйти и вернуться обратно - хорошо, если вам за то, что ее приютили, не начнут названивать с угрозами и хамством, башку не проломят и не устроят аутинг.
Потом вы узнаете о ней нелицеприятные вещи, например что уволили с работы ее за воровство или растрату. Потом узнаете, что ей, кроме вашего дома, еще есть куда идти. Потом - что ее туфельки стоят всю вашу зарплату. И снова начинаете то ли обвинять жертву, то ли просто размышлять: а только ли из-за ПТСР она держится за этот дом? может быть, ей просто не хочется жить в коммуналке, вставать ни свет ни заря, ехать на работу на общественном транспорте, считать гроши?
И если вы сами изначально не были сильно травмированы, то рано или поздно начнете потихоньку прозревать. Вы поймете, что стали звеном в пищевой цепи: за счет ваших времени, труда, сил, физических, интеллектуальных и эмоциональных, самооценки, иногда и денег эта женщина восстанавливает свою психику до относительно комфортного состояния, чтобы пережить следующий акт абьюза и точно так же своими (восстановленными - повторюсь - за ваш счет!) ресурсами помочь абьюзеру решить его психологические проблемы. И что ее абьюзер(ы) теперь не только ее, но и ваш(и), а вы почти полностью погружены в ее травмирующую ситуацию и она (ситуация) стала вас разрушать так же, как эту женщину. Вы замечаете за собой, что стали хуже спать, бояться того, чего не боялись прежде: темноты, резких звуков, вечерней улицы, самооценка ваша из-за неудачи в благородном спасении приблизилась к плинтусу, вас пожирает чувство вины за свое мнимое благополучие и мнимое же равнодушие к судьбам несчастных, вам хочется с двойным рвением кинуться спасать еще кого-нибудь.
Есть две огромные и, увы, типичные ошибки начинающей активистки любого гуманистического движения: 1) считать жертву насилия святой; 2) думать, что у нее нет выхода и/или совершенно нет ресурса. Все это не так. Попасть в беду может кто угодно: как более-менее совестливый человек, так и сволочь. Кроме того, не стоит игнорировать такие факторы, как социальный конструктивизм личности и способность любого живого организма адаптироваться к неблагоприятным условиям. Длительная ситуация серьезного насилия часто порождает в человеке нездоровые лень и пофигизм (ибо стимула делать хорошо и быть хорошей нет), эгоизм, иногда доходящий до подлости (выживаю как могу, нет иного выхода), склонность к манипуляциям и немотивированной агрессии в качестве компенсации (вот это гаже всего).
Не стоит также ставить знак равенства между травмированностью и нехваткой внутреннего ресурса - слабостью, апатией, усталостью от жизни и пр. Второе может быть следствием первого, но вовсе не обязательно.Травмированность - это развившаяся в результате сильного стресса патология психики, которая искажает восприятие мира и заставляет вести себя неправильно с точки зрения здравого смысла и порой - нравственности. Но она вовсе не всегда означает внутреннее истощение и отсутствие каких-либо жизненных сил. Жена, терпящая побои мужа, может совершенно не бояться, скажем, ходить по инстанциям, выбивая пособие, право на бесплатную медпомощь и пр. Ресурс на то, чтобы скандалить и добиться своего там, где другие уже 10 раз бы плюнули и отступились, у нее есть. Аналогию тут стоит проводить не с болезнью, а с неправильно сросшимися после перелома костями. У косой, хромой да горбатой могут быть сильные руки и нехилая воля к жизни. Только вот криво сросшиеся кости не дают организму нормально функционировать и иногда прилично болят. Но их надо ломать, складывать правильно, терпеть боль травмы снова, потом лежать в гипсе хрен знает сколько времени - зачем? Ей и горбатой комфортно. Она вон от вас порцию обезболивающего получила - и живет себе дальше со своим зверски искривленным хребтом. Агрессия травмированной в ответ на попытки реальной помощи - это нечто сродни агрессии ребенка, не дающего сделать укол. Бобо нихачю. Кстати, что характерно, такие женщины, как и дети, лютой ненавистью ненавидят врачей, пытающихся оказывать им профессиональную помощь, только в данном случае речь идет о психотерапевтках и психиаторках.
И выход у жертвы насилия есть ПОЧТИ ВСЕГДА. Если бы его не было, она бы сидела прикованная на цепи без связи с внешним миром. А коль скоро она как-то вышла на связь с вами, то точно так же она может выйти на связь с какими-нибудь кризисным центром или правозащитной организацией. И если она жила на этой земле энное количество лет до вас и не умерла, то велика вероятность, что и без вас она будет жить дальше. Не преувеличивайте свое значение в ее жизни. У нее с вероятностью 100% есть какие-то еще источники ресурса: подруги, друзья, любовницы, любовники... Если речь идет о браке, то она как-то жила до этого брака - возможно, где-то есть родственницы, которые в свое время предостерегали от союза с этим мужчиной. Если бы она по-настоящему хотела выбраться, то воспользовалась бы первым же предложением помощи, а возможно, вы бы ее и не узнали, потому что это произошло бы давным-давно.
Как бы страшно и "по-виктим-блеймерски" ни звучало, но эта женщина каким-то перверзным образом приспособилась к относительно комфортному существованию в аду и менять ничего не хочет. Не нужно также полностью сбрасывать со счетов и тот вариант, что унижения и истязания могут оказаться той платой, которую она вполне сознательно готова отдать за сытое существование и/или возможность не ходить по утрам на работу. И существовать вот так, на чужой крови, манипуляторка может очень и очень долго. Может быть, вы знаете парочку знакомых ваших матери или бабушки, которые, сколько вы себя помните, ходят к ней в гости и засиживаются часами, рассказывая о своих невзгодах: сначала муж бьет и не дает денег на ребенка, потом муженек сдох - сын запил, начал наркоманить и все из дома тащить, потом сын откинул копыта от передоза - ну теперь уж точно грех не пожалеть бедную одинокую женщину... Годы идут, проблемы у нее не кончаются, уже умерла половина ее подруг-спасительниц, а она все ходит и плачется. И кто у нас, спрашивается, слабая? И что вообще бОльшая слабость: найти способ хоть какого-то, пусть неправильного, но выживания или позволить собой пользоваться?
Нам - особо совестливым и в соответствии со своей социализацией желающим накормить все голодное и отогреть все холодное - стоит научиться относиться К САМИМ СЕБЕ хотя бы с десятой долей того бережного внимания, которое мы проявляем по отношению к разного рода "более сильнее угнетенным". Наши ресурсы ограничены. 90% из нас сами травмированы, некоторые даже еще не выбрались из травмирующих ситуаций (но, в отличие от описываемых персонажей, изо всех сил стараются это сделать). Когда очередная пара слезно-умильных глазок начинает претендовать на ваше время и раскручивать вас на эмоции, прежде чем с готовностью отдавать свой ресурс, остановитесь и задумайтесь: а вас точно не из-за чего пожалеть? вам точно самим не нужна помощь? И попробуйте, вместо того, чтобы ахать да обнимать, рассказать ей о своих проблемах - увидите, что будет. Сразу сольется. Может даже категорично "поставить на место". А сестринство-то у нас одностороннее какое-то получается, не находите? Это отличный метод диагностики манипуляторов/-ок на ранней стадии: они никогда ни одной хлебной крошкой своей с другими не делятся.
Те, что реально достойны помощи, редко говорят о своих бедах и стараются выгрести своими силенками. И возможно, вы одна из них, да только сами этого не замечаете, увлекшись пересчетом собственных привилегий либо мечтаниями о сестринских коммунах будущего и об обществе без насилия. Только далеко ли мы уйдем, если у каждой будеть сидеть на шее паразитка? Будет ли в этом случае у нашего движения вообще хоть какое-то будущее?
P.S. Во избежание недоразумений, пожалуйста, прочтите это, прежде чем комментировать, репостить, френдить и стучаться в личку!