Мой феминизм

Feb 12, 2014 01:33

Если ответишь «да» на оба вопроса, то ты феминистка. Потому что феминизм - это всего лишь желание иметь какие-то составляющие качественной жизни: личную безопасность, уважение личного достоинства, образование, мед.обслуживание, право распоряжаться самими собой, своим телом, нормальную оплату и нормальные условия труда, социальную помощь в содержании и воспитании ребенка... То есть, все женщины, которые признают, что им это нужно, - феминистки. Просто у нас всячески дискредитируется это движение, поэтому люди, де факто ведущие 100% феминистический образ жизни и даже проявляющие определенную гражданскую инициативу для защиты своих прав, на словах заверяют: «Ни-ни-ни, я не феминистка!»

А настоящие НЕфеминистки, считающие, что мужчина имеет право на неограниченную власть над женщиной, даже убить ее при определенныых обстоятельствах, - это несчастные люди, выросшие в семьях с насилием, сами являющиеся жертвами насилия. У них психика таким образом адаптировалась к этому ужасу, приняла его как норму.

6. Как ты пришла к феминизму?

Оооо, я прошла длинный путь, от патриархальной клуши до радфем.

Как многие девочки из хороших семей, я до поры до времени просто не чувствовала никакой дискриминации и никакого гендерного насилия и недоумевала, чего еще там этим феминисткам надо, когда все так здорово и классно. Я не обращала внимания на разницу зарплат, так как меня это в детстве и в юности не касалось, мальчики вокруг были более-менее воспитанные… Нет, я не считала, что феминизм - это что-то плохое - просто думала, что он уже сделал свое дело и у нас полное равноправие, все честно и справедливо. Семья, где главой была женщина, способствовала тому. Постепенное прозрение началось, когда я поступила в университет и уехала от родителей. Вокруг меня тут же стали крутиться какие-то странные мальчики, желающие на халяву поесть моей еды в общежитии и потрогать какие-нибудь части моего тела, и какие-то, по моим тогдашним понятиям, архистранные девочки, которые наперебой твердили, что мне надо сию секунду взять и найти парня, вцепиться в него и ублажать всеми доступными способами, чтоб не сбежал. Первое время я недоумевала, зачем оно надо: я влюбляюсь достаточно редко, а когда не влюблена, то мне особо не нужен никто, и я не понимала и до сих пор не понимаю истерического желания женщин и мужчин найти хоть кого-то, чтобы вот непременно кто-то был. Точнее, сейчас-то я понимаю: мужчинам нужны секс и обустроенный быт, а женщинам - социальный статус жены, невесты, герлфренд, - но категорически этого не одобряю. А тогда я понедоумевала-понедоумевала… да и - стыдно признаться! - сломалась и поверила этому бреду. И включилась в патриархальную систему отношений. Стала носить дурацкую неудобную одежду, каблуки, морила себя голодом, чтобы не дай Бог не весить больше 50 кг, распускала длиннющие, до бедер, волосы, красилась чуть ли не как актрисы гриммируются, заигрывала с мужчинами, было дело, что малость динамила (но на дорогие подарки и какие-либо серьезные траты не разводила). Несколько раз я серьезно и сильно влюблялась, был какой-то туманный намек на романтику, но ни разу из этого не вышло ничего путного. Особо драматичного ничего не было, юноши были не лучше и не хуже среднестатистического большинства - просто мешал тот факт, что я, несмотря на внешний патриархальный лоск, во многом оставалась «неформатом» для этой культуры. После неудачной попытки приставать на первом свидании, питаться за мой счет или заставить меня стирать его одежду юноша плавно сливался, а я начинала грызть себя мыслями, что со мной что-то не так, что я какая-то особо неудачливая, страшная и вообще… Если успевала влюбиться, то еще и дико скучала и ревновала. Продолжала искать, ждать Дон Кихота на белой кляче… О замужестве не думала - хотелось какой-то книжно-киношной драматической любви.

В 23 года у меня появилась подруга-феминистка, которая после одной неудачной любовной истории стала меня агитировать. Реакция была как у большинства - негатив. Я была еще под властью того черного пиара, который ублюдки-эксплутаторы делают нашему движению. Я еще спорила с ней - смешно и стыдно вспомнить! - пыталась доказать, что у нас гендерное равенство, а патриархат - это вальс при свечах… В свое оправдание могу сказать, что подруга агитировала меня не во что-нибудь, а в радикальный феминизм, а радфем человека неподготовленного всегда шокирует. Ты живешь-живешь в своем уютном мирке, тебе говорят, что ты красивая и замечательная и встретишшш любоффффь - и тут вдруг на тебе: мужчины нас ненавидят, мужчины нас истребляют, мир полон насилия… Если честно, было тупо страшно осознавать правду. Подруга отстала с агитацией, я какое-то время жила как прежде: танцульки, платьица, свидания…                                    
И тут наступил перелом. В один прекрасный день я встала с постели и вдруг четко осознала, что вся моя жизнь какая-то не моя, а чужая, спланированная другими людьми. К выбору деятельности подтолкнули родители. К выбору всех партнеров толкали друзья, окружение, общество. Нет, конкретных людей выбирала-то я сама, но не по доброй воле и сердечной склонности, а потому что общество внушило мне мысль, что я, как дверь, должна быть к кому-то прикреплена, что я представляю ценность не сама по себе, как есть, а только как подруга, любовница, потенциальная жена и мать, куколка для любования - короче, в связи с некой пользой, материальной или эмоциональной, которую приношу другим людям.
Прошла обида на предметы моей былой страсти. Просто я вдруг поняла, что любила все это время какую-то абстракцию у себя в голове, какой-то образ, сотканный из кусочков книжных героев, что в голове у меня существует вакансия под названием «любовный партнер» и готовый сюжет, готовая матрица отношений. Возник закономерный вопрос: а может, великая любовь не получается не потому что я какая-то некрасивая, плохая, злая или люди мне попадались «не те», а потому что вот эта самая идея в моей голове ложна? Я стала анализировать отношения знакомых пар, опыт моих подруг. И не нашла ни одной счастливой. У всех было 100500 пробных отношений, которые либо не складывались, как у меня, либо оказывались гадостью, и в конце концов они находили постоянного партнера, причем его отношение к ним, мягко говоря, отличалось от того, что показывают в кино: юноши позволяли себе прилюдно повышать голос на своих девушек, указывали им, что носить и когда приходить домой, изменяли, бросали. Любовный опыт всех моих подруг оказался негативным. Потому что мы все совершили одну и ту же ошибку.

Человеку для счастья нужно очень много, на самом деле. Самореализация включает в себя многие пункты: это и удовлетворение физиологических потребностей, физиологические удовольствия (еда, секс, полноценный сладкий сон), это и достижение материального благополучия, и чувство нужности, востребованности, пользы, приносимой другим людям, и радость от саморазвития, узнавания и освоения чего-то нового, и радость созидания, творчества, и удовлетворенное самолюбие от достигнутой цели, от победы в каком-то соревновании, и общение с самыми разными людьми, и эмпатия, чувство, что ты понят и принят таким, какой есть… Любовно-семейные отношения - только один из тысячи пунктов. И нужны они не всем - посмотрите на представителей правящей группы - мужчин, - которым не вбивают с рождения в голову мысль что «вот ты встретишь любовь»: да они прекрасно себя чувствуют без так называемых «отношений»! А нам, женщинам, с пеленок любовно-семейные отношения преподносятся как единственный путь самореализации! Вот и хотим выжать из этого несчастного пункта все, что должны были дать остальные.

В тот знаменательный день я заглянула в шкаф - и не нашла там ни одной удобной вещи для прогулки! Даже одевалась я так, как предписывали другие люди! И не осознавала этого! И в тот момент поднялся откуда-то из глубины души протест небывалой силы. Я сказала себе: теперь все будет по-другому.

Так я стала феминисткой. Сначала либеральной - за закон о домашнем насилии, гендерное просвещение, стирание гендерных границ… В 2012 году я завела паблик ВКонтакте - «Твоя Ужасная Леди» - он был в числе первых где-то 20-ти феминистических сообществ на сайте (сейчас их не одна сотня). Задумывался изначально как дамский журнальчик феминистической и гендерно-просветительской направленности: цитаты, демы с хлесткими фразочками, статусы… В поисках материала я погружалась в тему и просто заново открывала для себя мир.

Моими глазам представилось - уж простите за пафос! - такое море пота, слез и крови, что оторопь взяла. Я узнала, что рядом со мной гибнут люди. Много, как на войне. И никто за них не заступается, да еще и осуждают непонятно за что. Я узнала, что жертву изнасилования считают виноватой в изнасиловании, говорят, что она каким-то непостижимым образом - фактом своего существования, что ли? - спровоцировала насильника. Я узнала, что в других странах женщин жгут живьем, обливают кислотой, забивают насмерть камнями только за то, что они осмелились вести половую жизнь по своему усмотрению. Что в некоторых странах девочек даже в школу не отдают. И - самое страшное! - что такое совсем недавно было и в моей стране, и очень многие люди хотят это вернуть! Хотят почти все мужчины, хотят и некоторые обманутые этими мужчинами и не осознающие личной опасности женщины. Вернуть времена, когда женщина не имела права учиться в университете и выходить на улицу одна и муж мог безнаказанно ее убить! Я узнала, что определенное - и немалое! - количество абсолютно посторонних людей (опять же, почти все мужчины и некоторые обманутые женщины) считает себя вправе лично мне открытым текстом указывать, как я должна выглядеть, как ходить, сидеть,стоять, говорить, дышать, чем заниматься, как вести свою интимную жизнь, иметь или не иметь детей, выбирают за меня МОИ приоритеты… Это был полный абсурд. Я стала ходить по форумам и сообществам в соцсетях, я пыталась говорить с этими людьми. И узнавала от совершенно незнакомых мужчин, которым лично не сделала ничего плохого, много нового и интересного о своей внешности, личной жизни, интеллектуальных способностях, предназначении и душевных качествах. И тогда я на своей шкуре почувствовала то, о чем говорят радфем: вся наша культура, все сферы жизни, весь дискурс буквально пропитаны неоправданной беспричинной незаслуженной, совершенно иррациональной, но при этом необузданной ненавистью к женщине и всему женскому, то, что делают патриархальные мужчины, выходит за рамки обычной экономической эксплуатации - они действительно нас ненавидят, они действительно с нами только спят и живут, а любят - высокой духовной любовью - других мужчин, унижать нас, избивать, насиловать и физически истреблять - удовольствие для них.

Сейчас я причисляю себя к радикальному крылу феминизма - к тем, кто не признает никаких компромиссов, хочет разрушить систему угнетения и борется с конкретной социальной группой, поддерживающей эту систему, - с мужчинами.

7. Как должна выглядеть настоящая феминистка?

Настоящая феминистка пошлет всякого, кто скажет, что она кому-то что-то должна. Никто никому ничего не должен. Каждый сам решает, что делать со своей жизнью, со своим временем, со своим телом. И как выглядеть сюда же относится.

8. За что в наше время борются феминистки?

1. Против всех форм насилия по отношению к женщине, начиная от хамских шуточек и заканчивая изнасилованием, побоями и убийством женщины. Немного цифр: по данным криминалистики на 2008г., в России около 14 000 женщин в год гибнут от домашнего насилия, согласно исследованию ООН, каждая четвертая женщина на Земле подвергается изнасилованию, согласно исследованию 2002г., проведенному Советом женщин МГУ, около 50% женщин в России подвергаются физическому насилию, 26% подвергаются ему неоднократно, 3% терпят побои постоянно (и думаю, реальные цифры намного выше). 5 000 женщин в год с мире становятся жертвами так называемых «убийств чести» - это когда члены семьи убивают женщину или молодую девушку за нарушение сексуальных запретов. Полторы тысячи женщин в год в Индии обливают кислотой, причем причиной может быть просто «недостаточно благочестивая» одежда.

2. Против ограничения наших прав человека: репродуктивного права, например. У нас в стране уже 100500 раз пытались протащить запрет абортов не по медпоказаниям, в ряде областей аборт по желанию женщины уже не делают бесплатно. Против маразматических законов в клерикальных странах о смертной казни женщины за внебрачную половую связь, о наказании вместо насильника жертвы изнасилования. За право на образование для женщин в тех странах, где они его не имеют,- тут нельзя не вспомнить прекрасную смелую пакистанскую девочку Малалу Юсуфзай, благодаря блогу которой мировое сообщество обратило внимание на проблему образования для женщин в ее стране. Кроме того, недавно в Иране женщинам было запрещено изучать огромный список университетских дисциплин, включающий все естествознание, агнлийский язык, английскую литературу, математику и нек.др.

3. Против всех форм дискриминации, как-то: существование «мужских» и «женских» профессий (и я не о шахтерах, добывающих радиоактивную руду, сейчас говорю, а об инженерах и программистах с одной стороны и медсестрах - с другой), низкие зарплаты на «женских» вакансиях при труде, равнозначном «мужским», назначение на высшие руководящие должности исключительно мужчин (сейчас в советах директоров по миру 83% - мужчины), беспричинный отказ в приеме на работу беременной женщине и женщине, имеющей маленького ребенка, незаконные увольнения беременных женщин и молодых матерей, гендерные предпочтения при приеме на работу. А также: против хамских унижающих высказываний о женщинах в СМИ и публичных выступлениях, против распространения патриархатной идеологии женской ущербности, против порнографии и голых задниц в рекламе, из-за которых формируется представление о женщине как о кукле из секс-шопа, против призывов к насилию над женщинами и карикатурного образа глупой женщины в массовой культуре.

4. За социальную поддержку матерей: увеличение количества детсадов и ясель и повышение качества содержания детей в них, поддержка существования материнского капитала, повышение пособий матерям-одиночкам.

9. Какими способами?

Можно выделить четыре основных направления феминистической инициативы:

1. Гражданская инициатива и методы ненасильственного гражданского сопротивления: митинги, пикеты, петиции, письма, создание неправительственных организаций, защищающих интересы женщин на государственном и международном уровне (например, «Женщины, право и развитие»; вообще же их очень много). В качестве примера такой инициативы можно привести петиции против ограничения репродуктивных прав женщин в 2011 году.

2. Собственно-политическая деятельность. Феминистки могут также создавать политические партии и баллотироваться на выборные политические должности и лоббировать интересы женщин уже на правительственном уровне. Например, у нас под эгидой «Яблока» существует Феминистическая партия России. Правда, она пока маленькая, но это ведь только начало.

2. Агит-работа и гендерное просвещение: гендерные исследования, создание учебных пособий, введение в университетах курсов феминологии и гендерологии, проведение публичных лекций и иных мероприятий, популяризация феминизма и гендерной теории в СМИ и интернете, привлечение новых людей в движение. В принципе, простая беседа с подругой о ее отношениях с доминирующим агрессивным мужчиной уже может быть расценена как небольшая инициатива.

3. Конкретные локальные меры по устранению социального зла - работа кризисных центров для жертв насилия (самый известный у нас - «Кризисный центр для женщин» в Москве), волонтеров, психотерапевтов, медиков, юристов по защите конктретных людей. Это, пожалуй, самая незаметная, самая сложная и самая благородная часть работы движения.

11.               Почему феминистки не образуют централизованной структуры вроде той же «Международной амнистии» и не имеют единого лидера (и даже локальных лидеров)?

У феминисток действительно нет и не было единой организации с одним или несколькими руководителями, наделенными большими полномочиями. Феминизм как организация представляет собой не пирамиду, а цепь равноправных сотрудничающих структур, которые могут иметь локальных руководителей, а могут и вовсе их не иметь и быть чем-то вроде течения, субкультуры (пример - «Фемен») . Есть какой-то набор авторитетов, но все это либо теоретики-идеологи вроде Симоны де Бовуар, либо активистки вроде Глории Стайнем, либо и то и другое, как, скажем, Андреа Дворкин. Есть руководители отдельных феминистических организаций (у суфражисток была Эммелин Панкхерст, Национальной организацией женщин США много лет руководила Бетти Фридан), но феминистические руководители - это нечто совершенно иное, непохожее на руководителей в мире мужчин. Это не командиры, а координаторы инициативы, связующее звено между разными частями. «Рядовые» исследовательницы и активистки могут иметь не меньшие и даже бОльшие авторитет и известность, чем руководители.

Почему так происходит? Потому что феминизм - это идеология горизонтальной структуры, то есть, он предлагает модель общества вообще без иерархий и доминирования, основанную на абсолютном равноправии, партнерстве и взаимоуважении. Модель, похожую на отношения подруг. Это так называемые субъектно-субъектные отношения - относиться к человеку как к самоцели, а не как к средству, источнику - иными словами, относиться как к человеку, а не как к неодушевленному предмету. А для нынешней - патриархальной - культуры характерна сложная система иерархий и субъектно-объектные отношения, при которых человек рассматривается именно как цель, средство, помеха - как что угодно, только не как человек. В книге "Я феминистка. Вы хотите об этом поговорить?" есть замечательное высказывание М.Сабунаевой, поясняющее смысл концепции горизонтальной структуры: «Феминизм - это в первую очередь система ценностей, взглядов и убеждений, позволяющая расширить границы гендерных систем в жизни отдельного человека. Во вторую очередь, это концепция социального преобразования - в такое общество, которому нет нужды выстраивать иерархию: как по принципу «мужское-женское», так и по любым другим признакам. Я всегда буду отстаивать преимущество горизонтальных систем мироустройства над вертикальными. В моей частной жизни, например, я предпочитаю договариваться, а не давить; обсуждать, а не указывать - и мне хотелось бы видеть эту мирную модель в обществе».

Тотальная демократия феминизма кажется немного утопичной, но на деле здесь не реальность подгоняется под теорию, а теория опирается на реальный опыт. Веками бышие в угнетении люди панически боятся попасть в новое рабство и поэтому стараются избегать крупных структур с лестницей иерархий и выраженной субординацией, кроме того, феминистическая инициатива - дело сугубо добровольное, поэтому здесь ЗАСТАВИТЬ кого-то что-то делать практически невозможно, а элемент принуждения - это тот толчок, с которого начинается доминирование=> иерархия=>насилие. Следовательно, когда элемента принуждения нет, получается горизонтальная=равноправная=ненасильственная структура социальных отношений. Вот почему мы не централизуемся))))

P.S. Мои взгляды претерпели некоторые изменения с момента написания этого поста. Во избежание недоразумений, пожалуйста, прочтите это, прежде чем комментировать, репостить, френдить и стучаться в личку!

обо мне, FAQ по феминизму, агитируем патриархалок, рост сознания, либеральное

Previous post Next post
Up