О ксенофобии и расизме

Apr 17, 2008 01:12

Начали мы тут с nastassia_ тему, которая становится все более актуальной для ЖЖ: засилие ксенофобов и бездействие модераторов:

http://users.livejournal.com/nastassia_/2544.html

И тут в процессе обсуждения настрочил я один коммент, который жаль терять:
пощщу его сюда (чуть-чуть отредактировал).

Они ведь мыслят вообще не в категориях человека, отдельной личности: для них некие абстрактные "народы" сходятся стенка на стенку - и кто кого подчинит или перебьет (при этом, как можно в нашей-то этнической каше вообще понять, кто к какому народу принадлежит, к какому себя сам причисляет, кем его видят другие и на каком основании все это??). Поступок человека (любой) или черта его характера (как правило, плохая) сразу интерпретируется как экзистенциально присущая народу, к которому его причислили эти фашисты (при этом никого даж не интересует, кем себя считает сам этот человек). Такое мышление подкреплено, увы, тоннами около- и псевдонаучной литературы, которой начитались эти молодчики (обидно, что написана она качественно, талантливо и убедительно). Лев Гумилев и компания....
Как следствие, это уже сложившаяся стройная система убеждений, развалить которую логике не под силу.
Есть такой термин, введенный К.Поппером, "фальсификация" - о критерии научности. Принцип фальсификации гласит: лишь то утверждение, что принципиально может быть опровергнуто, является научным. С таким высказыванием можно работать, доказывать, опровергать и признать истинным или ложным.
Если же высказывание или их система принципиально не оставляет возможности для критики или опровержения ее же средствами, то высказывание ненаучно. Например, ненаучны фрейдизм и марксизм. Первый - потому, что человек, критикующий теорию Эдипова комплекса, может быть обвинен в наличии комплексов, которые не позволяют ему согласиться с этой теорией. Точно также отрицающий марксистскую теорию может быть ее же средствами обвинен в классовых предрассудках, ну и так далее... Так вот, с национализмом и расизмом (да и вообще ксенофобией в любом проявлении) - то же самое: нам могут бросить упрек: "ты еврей, или педик, или чурка, или демшиза, поэтому не хочешь принять очевидного". И здесь ничего не поделать, аргументировать бесполезно, так как находясь в рамках расовой теории, ее опровергнуть невозможно; а начиная критику извне ее, ты просто натолкнешься на неприятие и грубую брань ( к тому же, критика извне противоречит принципу фальсификации).
Previous post Next post
Up