На чём сошлись Алексей Учитель и Вася Обломов?

Dec 20, 2015 19:05


В чём согласные и несогласные находят точки соприкосновения, и существуют ли они на самом деле? Именно это мне хотелось узнать, когда я увидел объявление о том, что в библиотеке имени Маяковского состоится интересное мероприятие под названием «Декабрьские диалоги» общественно-культурного проекта «Открытая библиотека». Выступить на этой встрече должен был известный режиссёр Алексей Учитель и музыкант Василий Обломов.


Фильмы Алексея Ефимовича я люблю. Выделю, естественно, «Рок», «Дневник его жены», «Прогулку» и «Восьмёрку».


Вася Обломов - тоже персонаж любопытный. Самая популярная песня музыканта - это «Еду в Магадан». Наверняка, вы её слышали по миллиону раз.


Диалог начался с темы героев. Есть ли сейчас в нашем обществе герои? Кого мы таковыми считаем?
Можно сказать, что в 80-е годы рокеры были героями того времени. Поколение дворников и сторожей казалось романтичным, исключительным. Алексею Учителю в то время удалось снять документальный фильм «Рок», посвящённый советскому року. О нём и пошла речь.
Интересный факт! Режиссёр признался, что Виктор Цой (который тоже появился в кадре, а впоследствии стал героем поколения после смерти) ему показался менее интересным, нежели остальные музыканты (Шевчук, Гребенщиков).


В 21 веке ситуация складывается иначе. Рок-герои оказались явлением временным. Вася Обломов поделился своими мыслями о музыке:
«Музыка перестала быть в центре Вселенной. Это называется научно-технический прогресс. Раньше музыка была ценностью. Люди ходили на концерты, слушали альбомы. Сейчас очень тяжело представить человека, который настолько предан музыке. Музыка перестала быть важным самодостаточным явлением. Она не является большой и чистой любовью, которой была в 60-е, 70-е, 80-е и даже 90-е годы. Кризис жанра. Музыка стала чем-то сопутствующим. Как можно было представить ещё в 80-е годы музыку, которая будет звучать в туалете ресторана? Искать героя стоит точно не в музыкальной среде».


Действительно, было бы смешно заявить, что отдельные музыканты нынче являются героями. Кумиры есть, героев - нет. Ни за что всерьёз не буду воспринимать человека, который скажет, что Макаревич или Pussy Riot являются героями. Просматривал ради интереса недавно Инстаграм Надежды Толоконниковой и понял, что срок, который она отсидела, стоит той звёздной жизни, которой она сейчас живёт. Популярность сработала: везде её пока принимают, двери перед ней раскрывают. Думаю, она своих действий не изменила бы, зная, что её ждёт впереди.


К слову, о соцсетях.

Вася Обломов: «Мне кажется, героя не будет по той причине, что человека обычного интересует только он сам. Он больше всего любит сам себя. Поэтому популярны социальные сети. И во всём мире так. Это большая тенденция. Есть такая штука - «зачикиниться», написать, где ты находишься… Эти «чекины» интересны только вашим родителям! Людям важно максимально рассказать миру о том, где они живут, как хорошо и красиво. Возможно, они сами себя убеждают, что жизнь их не такая бессмысленная… как у нас».


Конечно, это касается и медиаличностей, но в основном простых граждан.


Алексей Учитель вспомнил о своём фильме «Прогулка», в котором режиссёр как бы «вырывает» нескольких людей (естественно, актёров, потому как сцены постановочные) из толпы и снимает их в последующие полтора часа - что с ними происходит, какие эмоции их захлёстывают. После этого он сказал о том, что о каждом из нас, из вас, если захотеть, присмотреться, можно снять интересное кино. Алексей Ефимович - человек, как говорится, поживший своё, и кому как не ему знать о том, что за каждым из нас - многочисленные истории, достойный внимания. Один спас кота, другой помог соседу-алкоголику покинуть горящую квартиру, третий построил дом, четвёртый объездил всю страну и получил тонны впечатлений - и всё это не без драматизма.


«Герои везде! - говорит Учитель. - Главное - что тебе интересно в этот момент. Если искать героев в газетах или на телевидении, тогда беда. А у нас так часто происходит до сих пор».
И хотя в новостных репортажах мы слышим истории и про учителей, которые не в простой ситуации выполняют свой долг, врачей, что трудятся и спасают жизни людей, пилотов, которые при любых ситуациях сажают самолёты на землю, военных, воюющих против терроризма вдали от границы своей страны,  инженеров, учёных, к сожалению, большее внимание отдаётся группе «ВиаГра» или певцу Диме Билану. Но тут уже насколько у кого развиты мозги, тому зрители и отдают своё предпочтение, а вместе с ним и воображаемые медали за героические поступки.


Однако не стоит думать, что на телевидении всё настолько плохо. Об этом может говорить не только Эрнст или Брилёв, но и те, кто туда изредка попадает. Например, я попадал на показы фильмов Учителя и знаю о том, что музыканта Обломова приглашал «Первый канал»:
«Когда мы попали на Первый канал впервые, то снимали песню «Еду в Магадан». Тогда мне звукорежиссёр сказал, мол, ты высмеиваешь всех, а теперь сам превращаешься в тех, кого ты высмеиваешь. Я посидел в гримёрке, подумал и пришёл к простому пониманию ситуации. Первый канал - это просто СМИ, это как Эрмитаж, в который очень много людей ходит смотреть на картины. Если тебя не просят менять что-нибудь в этой картине для того, чтобы она висела в Эрмитаже, то нет ничего плохого в этом (даже если ты ненавидишь всех этих художников, которые там висят).
Никогда на моей памяти «Первый канал», когда приглашал меня в эфир, в моих выступлениях ничего не менял, не правил, за что им большое спасибо.
Не всё, что показывают по телевизору, плохо. Когда там появляется Обломов, можно посмотреть».
Алексей Учитель обратил внимание вот ещё на что:
«Мы сейчас свободно говорим обо всём. У вас есть сдерживающие моменты, что вы побаиваетесь что-то сказать? Нет ведь. И мы можем говорить о чём угодно, вы спрашивать о чём угодно. Мы не задумываемся, какой мы путь прошли».


И хотя Василия Обломова принято представлять парнем оппозиционных взглядов, честным и открытым, в этот вечер мнение о Васе несколько изменилось. Музыкант рассказывает о том, что с ним на телевидении никто не вёл себя бесцеремонно, и его песни прошли в эфир без всяких помех. Алексей Учитель напоминал о том пути, который остался за нашими плечами с той мыслью, что сейчас всё намного проще и яснее.

А теперь о предстоящем.

Напомню, что следующий год объявлен Годом Кино. Думаю, за это время повысится не только уровень и значение нашего кино во всём мире, а главное - качество (а значит - и финансирование). Если перечислять режиссёров из России, мне в голову приходят такие имена, как Учитель, Сокуров, Быков, Сигарев, Бондарчук, Хлебников, Михалков, Кончаловский, Говорухин. Вероятно, многие из них вы слышали. У качественных отечественных  картин далеко не всегда есть массовый зритель, поэтому принято считать, русских фильмов практически нет. В 2016 году же ожидается, что число российских картин в прокате увеличится на 20 процентов, будут модернизированы киностудии, а само киноискусство начнёт усиленней продвигаться в регионы. Когда настанет Год музыки - не знаю. Думаю, это всё в ближайшем будущем случится. На том и закончу.
Подводя итог своим размышлениям об этом мероприятии, могу сказать, что согласных и несогласных попросту нет. Их не было на этой встрече. Согласные и несогласные - это штамп, который идеально подойдёт политикам и тем, кто хочет видеть на себе печать. Зачем «Открытая библиотека» выбрала такое название для этого диалога - для меня загадка. В данном случае, что Учитель, что Обломов являются самодостаточными личностями, которые, несмотря на различные виды деятельности, спокойно существуют и на телевидении, и в жизни.

фильмы, вася обломов, #спб, алексей учитель, декабрьские диалоги, спб, музыка, #учитель, мероприятия, год российского кино, #обломов, открытая библиотека

Previous post Next post
Up