Я недавно гулял по Крестовскому острову и случайно дошёл до территории стадиона «Динамо». Сейчас это место ничем не примечательно: стадион, бутылки в кустах около забора вперемешку с мусором, вдали бегающие спортсмены, а вокруг куча элитных новостроек, которые никогда не будут доступны для простых смертных… Я шёл дальше, пока не увидел главный вход. Там я и окунулся в историю…
Несколько лет назад я ещё увлекался футболом: ходил на матчи (чаще всего в фан-зону), знал многие «кричалки», фотографировался с футболистами и даже главными тренерами команд. Но теперь это всё в прошлом. Меня перестала интересовать эта игра совершенно. Нет в этом ни толку (сплошная трата денег и ничего нового), ни идеи…
После прогулки я узнал, что идея может быть в самом обыкновенном матче, когда на поле выходят 22 футболиста.
«Ленинград - город мертвых. Мы не берём его пока, потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с лица земли» - так говорили немцы в своих листовках, которые в апреле 1942 года разбрасывали по всему городу. Специальный вид пропаганды, чтобы обессилевшие ленинградцы, падая на землю, больше не даже пытались встать… Никогда.
Но уже через полтора месяца, в разгар сезона белых ночей, немцы узнали о том, что аргумент против этих ничтожных листовок есть. И это не ответные бумажки, а реальные действия. 31 мая 1942 года на запасную площадку стадиона «Динамо» вышли 22 футболиста. Главное поле было «вспахано» упавшими ранее бомбами. Играла команда Ленинградского металлического завода и «Динамо».
Спортсмены и рабочие отыграли два укороченных тайма в 30 минут, без перерыва и без замен, но с аплодисментами раненых болельщиков из соседнего госпиталя. Некоторые футболисты еле двигались: сил было мало, поэтому лишний раз не садились, если знали, что могут не встать; кто-то даже падал, когда бил по мячу…
Итог - победа «над собой, над страхом, над отчаянием».
Некоторых спортсменов вы точно знаете. Например, известного комментатора Виктора Набутова или судью всесоюзной категории Александра Зябликова. Вероятно, мои слова прозвучат слишком пафосно, но кто знает: возможно, именно этот матч с идеей о жизни и силе сделал спортсменов теми, кем они стали, выбрал для них именно этот путь. А жителям блокадного Ленинграда они показали и доказали, что город жив.