Одна деталь: на официальный праздник в Нью-Йорке в 1886 году, посвященный инагурации Статуи Свободы, не пригласили ни Джозефа Пулитцера (который помог собрать средства на пьдестал, печатая на первой странице своей газеты фамилии меценатов, даже если они несколько центов прислали), потому что он иммигрант и еврей, ни одного черного, ни одну женщину. Газета "The New York World" зато приобрела 50 000 подписчиков, a сейчас высшая журналистская премия в США носит имя Пулитцера.
Интересно, как деньги собирали (французское правительство предоставило только корабль для перевозки), скульптор Бартольди выдумывал новое, чтобы подстегивать интерес: статуя четыре года стояла на парижской улице, парижане ходили смотреть, как продвигались работы, платили по 1 франку за вход в мастерские. Отвез руку с факелом на Всемирную выставку в Филадельфии, там за деньги в него поднимались. Голова также была выставлена в Париже на Всемирной выставке. О. Бартольди был из зажиточной семьи и мог позволить себе ваять то, что ему нравится (
девочки Бартольди на парижских кладбищах). Статую Свободы он называл "моя большая девочка".
Также показаны интересные чертежи, статуя строилась с учетом ураганов с Атлантики (сначала металлическую основу разрабатывал Виоле-ле-Дюк, после его смерти Густав Эйфель - к слову, Эйфелева башня такая же крепкая, в самый сильный ураган отклонение макушки было всего в 20 см).
20 лет строили и перевозили.
http://www.arte.tv/guide/fr/047575-000/la-statue-de-la-liberte Пьедестал был задуман в форме Александрийского маяка. По нынешним деньгам стоил 100 000 миллионов $. Когда статуя была уже готова, а пьедестал в США нет, парижане просили оставить ее и поставить на Монмартре, заодно загородить Сакро-Кер, который тогда не нравился.