Концентрация гламура наблюдалась в русской эмиграции, к примеру, великие княжны, работавшие манекенщицами, как Ирина Юсупова, кузина императора Николая II, основавшая парижский дом "Китмир". Дом делал вышивки для дома Шанель, и отбоя от покупательниц не было - иногда великая княгиня даже пряталась в шкафу у Шанель от жаждущих русской вышивки клиенток - а, кстати, в "Китмире" работали почти исключительно русские, великая княгиня набирала работниц из соотечественниц, следуя своим патриотическим соображениям.
Ирина Юсупова, обладательница неподражаемой красоты, внучка Александра III, была той самой приманкой, на которую ее муж, Феликс Юсупов, вместе с другими заговорщиками, поймал Григория Распутина.
В Париже Ирина Юсупова и Феликс основали модный дом "Ирфе", где высокая и стройная Ирина, как писали , "чистокровная Романова", с "лицом без возраста, напоминавшем камею", она фотографировалась у многих знаменитых фотографов того времени, в платьях дома "Ирфе", выступала живой рекламой своему предприятию. И в возрасте Ирина Юсупова, обладательница тонкокостного аристократического лица, выглядела поразительно.
Воплощением гламура была и леди Абди, урожденная Ге, рисунки оригинальных туалетов которой часто помещались в Vogue. В 20-е она, как и многие русские аристократки, терпела нужду и пошла работать манекеном в дом "Калло", где ее нашел будущий муж-баронет Абди. Благодаря его баснословному богатству леди Абди смогла продемонстрировать Парижу свой невероятный вкус и оригинальность: Vogue писал, что она одевается "по сугубо личному фасону".
Статная блондинка с голубыми глазами, леди Абди могла позволить себе прямой пробор, когда мода требовала челок, маленькие шляпки без полей, открытые платья, русские жакеты, драпировавшиеся в шали из золотой парчи. Особенную славу принесли ей драгоценности - изумрудная парюра и огромный бриллиант - солитер от Chaumet , который она носила как кулон. Свою красоту леди Абди сохранила , между прочим, до 95 лет: могу лично это засвидетельствовать.
События ее жизни во многом фееричны: она решилась на поездку в советскую Россию, что было невероятным шагом, и вернулась живой оттуда, была замужем за итальянцем из правительства Муссолини и была арестована за шпионаж, жила в США и Мексике.
Из-за внешнего сходства ее часто путали с Гретой Гарбо. Ее снимали лучшие фотографы - Георгий Гойнинген-Гюне, Ман Рей и Сесиль Битон. Ее близкой подругой была Мися Серт, которая и познакомила Ию Абди с Шанель, покровительствовавшей русским (ей льстило, что у нее, провинциалочки из Оверни, работают русские аристократки). И сумочки-мешочки, которые Ия Абди начала шить после развода с эксцентричным баронетом, поступив на работу в дом Шанель, Коко немедленно скопировала и уже выпускала под собственной маркой.
Так русские идеи пополняли фонд парижской моды. Одной из самых гламурных фигур изгнания была Наталья Палей, дочь великого князя Павла Александровича и его морганатической супруги Ольги Карнович. Стройная Натали с лицом, таившим загадку, могла найти завидную партию среди русских аристократов, но выбрала мир моды и вышла замуж за парижского кутюрье Люсьена Лелонга, манекенщицей у которого работала и у которого начинал Кристиан Диор.
Но сама она предпочитала обществу тщеславного мужа своих богемных друзей - у нее были бурные, но больше платонические романы с Кокто и Лифарем: "настоящие" мужчины ее отталкивали , она видела в них угрозу своей красоте и предпочитала обожание, поэзию чувств. Она была актрисой, снималась с Кэтрин Хепберн и Кэри Грантом, но особой глубиной ее роли не отличались. После развода Натали Палей долгое время была большой любовью Эриха-Марии Ремарка. Он написал, что это единственная женщина, которую он способен полюбить после Пумы.
Было много гламурных фигур: это и княжна Ксения Щербатова, и певица Людмила Лопато, и княжна Мэри Эристова, урожденная Шервашидзе( также работавшая у Шанель), и Валентина Санина, создательница дома "Валентина", в которую был безумно влюблен Вертинский. Санина, обладательница огромных голубых глаз и, как пишет Вертинский, раскосых скул и изогнутого, немного ироничного рта, была очень похожа на Грету Гарбо. Они были подругами и, чтобы подчеркнуть это сходство, даже появлялись на светских раутах в одинаковых платьях.
Однако муж Саниной, Джордж Шлей, ушел к Гарбо, и подруга превратилась в соперницу и врага. А Санина сама носила свои элегантные наряды и ввела в моду 40-х такие элементы, как сетки и драпировки, прикрывавшие шею, а также балетные плоские туфли на завязках. Ее платья пользовались успехом у звезд Бродвея и Ист-Энда.
Советская власть не способствовала гламуризации. Киноактрисы, среди них Вера Малиновская и Анна Стен, сделавшая карьеру в Голливуде 30-х годов, были женщинами породистой красоты и шика. Любовь Орлову я могу назвать женщиной захватывающей и элегантной, но все же она была калькой с голливудского гламура, и изюминки, свойственной только России, в ней не было. Она часто играла иностранок - в "Цирке", во "Встрече на Эльбе", ей это подходило, ее муж Александров часто бывал в Голливуде и хотел перенести сюда эти образы.
А вот эмигрировавшая от нас в Америку Ольга Бакланова, актриса Художественного театра, которая стала голливудской звездой, несла национальный колорит и именно из-за этого прославилась. Выражалась она в том числе и в манере одеваться: Бакланова носила жемчуга, меха- то, что носила Любовь Орлова, поскольку образ советской женщины все эти изыски не позволял. Бакланова, кстати, довольно часто выступала в небывалых роскошных кокошниках, составивших особую эмигрантскую традицию русского костюма.
Советские звезды - Лидия Смирнова, Валентина Серова, Людмила Целиковская, Янина Жеймо - создавали гламур с помощью подведения бровей, рюшек и кудряшек. Они были пикантными образами, но не очаровывали волшебной красотой.
Первые леди СССР никогда не блистали. В сталинский период мы их просто не видели, поскольку самые известные из них, к примеру, Полина Жемчужная, попали в лагерь вместо обложки модного журнала.
Я нахожу довольно гламурными Тамару Макарову, Ирину Скобцеву и Наталью Фатееву. В 60-е я не могу назвать никого, кроме Эдиты Пьехи, Ларисы Мондрус, Анастасии Вертинской и Виктории Федоровой.
И удивительная вещь - Людмила Гурченко, которая не была гламурной в молодости, скорее простушкой, девушкой с говором, почти фабричным подростком, стала образцом русского гламура. Да, я считаю ее гламурным символом, и именно потому, что она пережила пластическую операцию, носила парики, одевалась в выдуманную ей самой одежду. Она держала линию 1880-х годов: утянутая талия, всегда пышные рукава жиго, закрытые декольте и шейка( по понятным причинам), костюмы, в которых соединяется много ткани- Людмила Марковна любила, чтобы бархат соединялся с цветочной набивкой мотивом или гладкой тканью и был снабжен пуговицами. И ей нравились шубки, где рукава сделаны из другой ткани и меха. Она выросла во время войны в оккупированном Харькове, и ее чувства гламура формировалось под действием немецкого кино: именно поэтому она и стала музыкальной актрисой - ей хотелось подражать Марике Рекк и Саре Леандер.
Гламур вернулся к нам в образе Майи Плисецкой: не случайно VOGUE опубликовал в 60-х фотосессию Ричарда Аведона с ней. Непривычно было видеть в русской актрисе столько магического: создать эффект позволяла ее фигура, шея, нестандартная внешность.Она была очень современна: напоминала - профилем, шеей - картины Пикассо. Я бы сравнил ее с такой гламурной актрисой, как Ава Гарднер.
Когда ее стал одевать Пьер Карден, она сильно приподнялась над общим уровнем. Помню меховую шубу, которую ей подарила Надя Леже. Какой она производила эффект длиной макси, когда все еще носили мини!
В нашей судьбе на политической арене ХХ века у нас так и не получилось ни одного гламурного образа...