На мой взгляд,в раздел социологии знания можно с полной уверенностью добавить новый экстерналисткий фактор. Внешняя скорлупа знаний(продолжая метафору Хрисиппа) отнюдь не логика, а правовые границы охранников- чоповцев, младшего, но отнюдь не последнего слоя в отечественном академическом ландшафте. Неотъемлемая часть студенческого быта и административного устройства подчеркивает правильность избитой поговорки о том,с чего начинается театр.
Скорость потока посетителей должна замедляться при входе в цитадель учености , и внутренний распорядок времени в новоевропейском университете регламентируется уже не часами на средневековой башне. Атмосфера (понятая не в духе Бирмингемской школы) не столько описывает, сколько предписывает институализацию знания.
А
синдром вахтера, ставший неотъемлемой частью наивной психологии жителей советского и постсоветского пространства,все ещё ожидает своего исследователя. Вместе с тем, потенциал технических приспособлений открывает новые элементы повседневности обитателей университета.
Студенческий билет или пластиковый пропуск - не столько социальный маркер, сколько сложный механизм властных отношений, что подчеркивает историческую новизну " университетов из стекла" в том числе, и введением турникетов.
Турникет, был создан в начале прошлого века для обслуживания магазинов Piggly Wiggly, ориентировавшихся на удовлетворение потребительских запросов среднего класса.
Храповая основа простого механизма могла бы показаться всего лишь очередной находкой в концепции автоматизированной торговли наряду с тележками, линейками брендов и унификацией формы персонала. Однако,уже спустя несколько лет стали ясны скрытые возможности турникетов в контроле численности потока посетителей. Кому могло пригодиться такое знание в 1916 году?
Паркам аттракционов.
Каждый парк устраивал акции и создавал новые объекты сферы отдыха. И каждому парку был необходим срез всплеска и упадка посещений. Знание о потоке было поставлено на службу капиталу.
Во многом, внедрение новых форм контроля входа в здание является отражением глубинных изменений в природе университетского образования вообще. Капитализация знания это ещё и капитализация людей.
"Человек ещё и тем отличается от животного, что умеет себя продавать".