Несколько дней назад закончила Варлама Шаламова "Колымские рассказы". Это страшная, тяжелая книга. Я читала ее и у меня тряслись руки, и мне иногда казалось что хуже быть не может, но вот начинался новый рассказ и оказывалось что может.
В детстве прочитала много литературы СССР. Что-то было хуже, что-то лучше. Например, рассказы Гайдая. Или сборники писем с войны, или Маяковский, или некоторые детские писатели. Плохой, нечитабельной пропаганды было больше. Но ее я тоже читала. Не могла удержаться. Я тогда по три месяца проводила в глухой деревне. Там ничего не было, даже библиотеки. В нее мне приходилось ездить в соседнюю, за четыре километра от моей. Выбор книг был не ахти, все старое, вот и читала все подряд. А еще я находила книги в разрушенной школе. Доставала из-под груд кирпича, отряхивала от пыли и известняка, и представляла как тут читали и учились раньше дети, когда школа еще работала и в деревне была жизнь. Я находила там всегда литературу про могучую Красную Армию (наверное все самое интересно разобрали давным-давно), про славный СССР, про доблесть и все такое. И читала часто все это прямо в школе, на обломках парт.
Потом я выросла и наткнулась на книги про другой СССР, посмотрела передачи про железный занавес и повседневную жизнь. Когда я прочитала письма Булгакова, мне казалось что его жизнь была совершенно ужасна, что хуже ничего быть не могло. Что могло, я понла когда читала "Колымские рассказы", "Архипелаг Гулаг". Тогда и поняла, что Булгакову очень повезло и его действительно щадили. В отличии от многих других. Тех, кто никогда не вернулся.
Нет никакого оправдания для того что было и мне не понять людей, которые защищают СССР и с пеной у рта кричат что там было лучше. Лучше чем? Лагерями, отсутствием свободы слова (и действия), человеческих прав, железным занавесом? Тем, что не было еды, норм одежды в магазинах? И какая интересно страна выиграла от вхождения в СССР? Вот в Северной Корее и Кубе все зашибись же, да?
И Шаламов. Как он выжил вообще? Как не озверел и остался человеком? Как пронес свой талант через все эти ужасы? Его проза такая легкая (простые, не перегруженные предложения), каждый рассказ занимает буквально несколько страниц, многие события он рисует буквально парой штрихов, но этого достаточно, чтобы все вставало прямо перед глазами. А прочитанное крутилось потом все время в голове.
Страшная книга.