Sep 18, 2016 22:09
Сходила вчера на долгожданного Ричарда III с Файнсом.
Рада, что в последний момент, уже доехав до Галереи, сдала билет на предыдущий, задолго забронированный показ. Мозгу, нагруженному рабочими проблемами, точно было бы этого не воспринять.
Вчера, в субботу, на 100% настроенной на спектакль мне, тоже было отнюдь не легко. В тишине и темноте зала, во всех сценах, где отсутствовал Ричард-Файнс, я отчаянно боролась со сном.
Проблема Файнса в том, что он _слишком_ хороший актер.
Ну, вот все они - Хестингс, Бэкингем, Риверс, Елизавета, да, даже Маргарита - ну, разве ж они этому Ричарду соперники?!!
Они ж перед ним как принцы в Тауэре дети - наступил, перешагнул и пошел дальше. Условия априори не равны.
Да, и Ричмонд этот тоже. При всех "ореолах златых кудрей", моральной поддержке "невинно убиенных" и праведных речах - фигня он на палочке, а не противник.
Каков этот Ричард? Лицемер, фигляр, льстец, хитрец, подлец, "юродивый".. Злодей ?
"Абсолютного Зла" и героики Зла - ноль целых, ноль десятых процента.
Он же даже "A horse, a horse! My kingdom for a horse!" не кричит, а проскуливает.
*Трактовка, мне показалось, очень близкой к трактовке Михаила Ульянова. Парадокс в том, что Ричард в трактовке Ульянова (смотрела я, увы, тоже телеспектакль), при всем огромном почитании, признании и уважении, мне не понравился вовсе. Мне было многовато шутовского.*
Но Ричард Файнса ЗЛОЙ.
ОЧЕНЬ злой.
Он - как бешеная собака. Ластится, лижется, скулит и повизгивает, а потом, в мгновение ока, вцепляется безжалостной хваткой прямо в горло и не отпускает уже никогда.
Он - как гадюка, вползшая на грудь. Каждую секунду готовая к смертельному броску.
Он насилует тело и душу.
Вот эта черная, мертвая сталь в его глазах через секунду после льстивой улыбки. Эти внезапные гнев и ярость, слюнями извергающиеся в лицо противнику...
*Режиссер перед началом спектакля говорил о тирании.
Удивительно, где-то смешно и очень страшно, что тиран именно такой (а бывает ли он другой?!) - таракан, таракан, ТАРАКАНИЩЕ (с)
Все мы они, окружающие его слишком наивны и порядочны, чтобы противостоять? Или слишком слабы / ничем не лучше?! *
Мне в общем-то нечего сказать об остальных персонажах этого спектакля, кроме того, что все старались, и всем спасибо (включая, увы, и Ванессу Редгрейв. ах, какая прекрасная женщина-Воин, женщина-Генерал она была в файнсовском "Кориолане").
Мне понравилась идея разрытой могилы - с которой все начинается (The King in the Car Park) - и в которую рано или поздно падают все (Уж сколько их упало в эту бездну (с) )
Понравился Ричард, как по тоннелю к свету, идущий к своим вожделенным трону и короне.
Понравилась Маргарита, кормящая, растящая и лелеющая своего ребенка-куклу-месть и передающая потом это всё Елизавете.
P.S. Всё это сумбурно и "немного нервно". Я буду думать об этом Ричарде еще.
И, наверное, схожу еще раз.
И мне очень хочется поговорить об этом.