оркестровое

Oct 08, 2013 00:31

небольшой опыт игры в оркестре позволил мне понять такую важную вещь: музыка совсем по-другому воспринимается, когда ты находишься внутри процесса. я бы сказала даже, - совсем, совсем, совсем-совсем по-другому.
да, везде по несколько каких-нибудь домр, баянов или флейт. но ты слушаешь партию каждого из пяти баянов, включая пятый, басовый, и ориентируешься по ним, когда вступать. одновременно слушаешь отдельно соло балалайки примы или трели домр. (ах, какой чудесный инструмент - домра! какие широчайшие выразительные возможности он дает! как по-особому звучит на нем любая, даже затасканная русская народная мелодия!)
и вот каждый раз ощущаешь себя внутри самой этой музыки, она не просто гремит со всех сторон, а ты тоже являешься ее частью, не сторонним наблюдателем.
то есть, я хочу сказать, что слышишь одновременно каждую группу инструментов, и при этом слышишь все в целом. и от этого появляется ощущение возвышающее, почти материально осязаемое - ощущение всеобъемлющей музыки, музыки как материального нечто. потому что - это одновременно на небольшой сцене рядом с тобой играют тридцать человек. начинаешь лучше понимать произведение - ну, ассоциации какие-то, что за мысль может означать тот или иной ход или соло. вот прямо проникаешься духом всего произведения - и обычно чтобы запустить ряд ассоциаций достаточно одного названия (я где-то раньше уже писала про что-то подобное насчет интермеццо Бизе к драме "Арлезианка").

вот запись с нашего отчетного концерта известного произведения Новикова. вот играет наш оркестр, и я где-то там.
и каждый раз, как я слушаю эту запись, я вспоминаю, какие там у меня были аккорды и солирующие ходы, и рука прямо чешется взять инструмент и подыграть)) и я переживаю заново то ощущение, то волнение, которое было на отчетном концерте. вы слышите, как захлебнулся баян? ни на одной репетиции он не сбивался на этом месте, и только на концерте - вот тебе и на. у меня тогда прямо сердце заныло от досады, да и сейчас я каждый раз жду, что баян не споткнется, но запись сделана, увы.



и да, хоть пока я играю хреново, но недавно я вдруг поняла, что стало не все равно - сколько стоит инструмент, на котором я играю. именно в плане звука. то есть не все равно, как он звучит, насколько идеально его можно настроить и так далее.
раньше мне казалось: раз хреново играешь - нафига тебе инструмент за тридцать штук (допустим), ты играть сначала научись. теперь я понимаю: чтобы хорошо играть, получать от этого удовольствие и вдохновение, важно иметь хороший инструмент.
и вот это понимание - это что-то важное, не просто так. это как-то меня изменило, хоть я еще не очень понимаю, как именно.
сегодня я несколько часов подряд играла на инструменте, увлекшись различными упражнениями для развития самостоятельности пальцев. мне кажется, я сыграла каждое из них никак не меньше семисот раз. это было очень увлекательно и далось мне без особого труда, хотя для кого-то нудное выполнение одного и того же упражнения в течение десяти минут может показаться занятием не из приятных.

просто счастливый, радуга над бездной, путь домой

Previous post Next post
Up