Оригинал взят у
vita_colorata в
Помпеи. От дома к дому.На этом фрагменте хорошо видны строительные конструкции помпейского дома. Стена из камня с забутовкой, модная облицовка камнем в ромбик, деревянные перемычки.
Если с планировкой римского дома теперь более-менее понятно, то со строительными конструкциями и декором стоит еще поразбираться. Главным отличием римской архитектуры было стремление к декоративности, отделке. В Древнем Египте конструктивная мощь египетского ордера ничем не была прикрыта, колонны украшались рельефами, но не облицовывались. Римлянина это удивляло, красивым считалось облицевать стену, пол, да и мебель. Когда римский поэт хотел рассказать о египетской архитектуре и объяснить своим соотечественникам, чем именно она отличалась от привычной им римской, он писал так :"Не облицован был дом блестящим, распиленным в плиты Мрамором; был опорой его не тонкий агат, а массивный Камень порфирный; везде, во всех дворцовых палатах, Был под ногами оникс, и обшит Мареотии черным Деревом не был косяк: оно вместо дуба простого Не украшеньем дворца, но опорой служило".
В общем, чистенько, но бедненько. Престижно, когда отделано красивым материалом. Известные слова императора Августа о том, что он "принял Рим кирпичным, а оставляет его мраморным" означает не перестройку города, а отделку уже существующего. Сколько-нибудь значительные здания тогда получили облицовку из туфа, травертина или кирпича. Крыши облицовывались терракотовыми пластинами, полы мозаиками, стены -мрамором и росписями.
Особенно важна и универсальна технология облицовки при распространении "римского бетона", который стал массово применяться. Смесь извести, особого "путеоланского" песка и заполнителя не в качестве связующего раствора, а в виде заливки в пустое пространство между двумя стенками из кирпича или тесаного камня превращалась при схватывании в монолит несокрушимой прочности. А внешняя сторона требовала оформления. Между концом II в. до н. э. и I в. н. э. вырабатываются определенные схемы этого оформления, отличавшегося высокой степенью технического совершенства и художественной изощренности. Разумеется, то, что применялось в столице, в провинции было не всегда достижимо, и скромный декор стены с мозаикой из пластин камня и кирпич был нормой для гражданской застройки.
Где-то остается по полинявшим стенам догадываться, какой была раскраска.
Некоторые внутренние росписи, которые были открыты достаточно давно , успели вылинять настолько, что теперь их можно разглядеть по прорисовкам, сделанным в то время, когда они были еще хорошо видны. Раньше не было современных методов консервации и реставрации. Поэтому остается радоваться тому, что можно увидеть.
Специалисты условно делят помпейские росписи на 4 стиля. В предыдущем посте мы увидели дом Мистерий, который иллюстрирует один из стилей, когда на стенах рисовались архитектурные композиции с иллюзией объема и уходящего вглубь пространства, дверьми, закрытыми или полуоткрытыми.
Дом Трагического поэта относят к другому стилю, когда перспективные построения сочетались с театральным эффектам, сложные сюжеты демонстрировали фантазию художника. Как правило применялись яркие краски, сейчас потускневшие.
Лучше всего сохраняются мозаики. на полу мозаика с собакой и надписью Cave Canem ( то есть:"Осторожно, злая собака !)
Оглядимся во дворике и пойдем дальше.
Следующий наш объект - Дом Фавна, названный по сохранившейся статуе Фавна.
Мозаика на полу изображает битву.
Вот и фавн. В греческой и римской скульптуре и других изобразительных искусствах всегда поражает сочетание реализма и достоверности изображения человеческого тела с таким же реальным изображением существующего только в воображении художника. Впрочем, как знать, может забегали на огонёк ?
Идем дальше минуя чьи-то перистили.
Дом Античной Охоты тоже расписан архитектурными мотивами.
Название дому дано из-за этих вот сюжетов охоты.
Обнаженная конструкция стены демонстрирует материал и вид кладки.
Когда исследователи впервые открыли помпейские фрески, они были поражены и качеством, гладкостью и яркостью. Несмотря на то, что они изучаются уже порядка 300 лет, до сих пор не пришли к единому мнению, как же они выполнены. Толстый штукатурный слой под роспись влиял на её качество, он был не только прочен, но и очень гладок. Стена покрывалась тремя слоями песчаной штукатурки и еще тремя мраморной.Кроме этого важным компонентом был вулканический песок и пепел. Вулкан, погубивший город, способствовал тому, что фрески были особенно крепкими за счет использования его "отходов". Песчано-известковый "текториум " уплотнялся до росписи и заглаживался шпателями до блеска после. Исследователи колебались между техникой фрески и энкаустики, кто-то считал их сочетанием двух техник, когда фоны писались а ля прима в фресковой технике и потом дорабатывались энкаустикой или темперой.
Помпейская фреска - уникальное явление из-за применения специфических местных материалов, этот опыт нельзя было передать. В Византии уже применялась шткатурка из обожженной молотой глины и известняка. Такая же штукатурка применялась в 10 веке на Руси.
Чтобы представить сейчас по этим останкам вид дома времен процветания империи, нужно иметь богатое воображение,
Джеймс Стэнтон- Эбботт. создал реконструкции на компьютере помпейских домов, можно посмотреть здесь:
https://www.behance.net/gallery/2403316/Villa-reconstruction-2-Pompeii-ItalyКогда мы смотрим такие картинки, нам не хватает людей, и даже, когда смотрим на картины пре-рафаэлитов, то не слышим звуков того времени, а между тем горожане жили, слушая плеск и журчание воды. Это был гул близкого моря, шум горных ручьев и шум фонтанов, которых в городе было множество. Чаще всего в центре перистиля располагался большой фонтан, вокруг - более мелкие, если был садик, то вода била во всех направлениях из трубок. В роскошном доме Лорея Тибуртина на восточной окраине Помпей, которому суждено было так и остаться недостроенным к моменту катастрофы, перистиль переходил в галерею, по всей ее длине тек ручей, кончавшийся серией каскадов, а посреди русла возвышался маленький храм, окруженный фонтанами.
А поскольку были сады, то кроме разнообразного плеска воды слышалось пение птиц.
Несмотря на то, что сады были под боком и не было причин ностальгировать по отсутствию природы в городе, есть удивительные росписи, вопроизводящие сад на стене внутренних комнат. Идея иллюзии исчезновения стены здесь воплощена наиболее ярко.
Дом Золотого Браслета расписан в трех разных стилях, он был отреставрирован в 62 году после предыдущего извержения, потому роспись была одной из последних модных новинок помпейской живописи. Таблинум украшен чудесным изображением сада. Оно интересно не только с эстетической стороны, здесь запечетлены различные деревья, которые бывали в садах и птицы со знанием дела. Олеандр, калина, земляничное дерево, в листьях которых резвятся ласточки, голуби, горлицы, соловьи, сороки.
Цветы - своего рода гербарий.
В листьях спрятался мужичок с бородой, его профиль рядом с грушами напоминает картины Арчимбольдо.
А это дерево вот-вот посетят Адам и Ева. Христианство успешно использовало готовые решения предыдущей языческой эпохи.
Интересно посмотреть на сайте движущуюся фотографию комнаты:
http://www.imagoromae.com/domus3_IT.ashx Лоуренс Альма-Тадема помещает такой садна стене комнаты на свою картину.
Это не единственный пример подобной росписи. Стоит тут же перенестись Национальный музей в Рим, чтобы увидеть комнату из виллы Ливии, жены Августа из Прима Порта. Вилла называлась еще "У белых кур" ( ad gallinas albas). По легенде, жене императора на колени упала белая курица, которую выпустил орёл. У курицы в клюве была веточка лавра, которую затем посадили в саду. Из лавровой веточки выросла лавровая роща, из веток этих деревьев стали изготовлять лавровые венки для императоров. Потомство белой курицы выращивалось на вилле, отсюда и её название.
Роспись в триклинии здесь подобна помпейской. Вилла до сих пор не раскопана полностью, над ней ведутся сельхозработы. Стены украшены фресками с изображением растений и цветов, роз и хризантем, деревьев - граната, айвы, лавра, кедра, кипариса, олеандра и другие, около 30 видов птиц.
Трогает то, что узнаваемо.
И так отсюда легко перекинуть мостик к средневековым картинам и гобеленам-мильфлёрам с сизображениями райских садов на Земле. По традиции в них должно было расти апельсиновое дерево - символ рая.
Сад огражденный символизировал райские кущи, но сюжеты были различны, помимо излюбленной дамы с единорогом можно встретить иллюстрацию к Овидию, здесь вот история Нарцисса, описанная Овидием. Как говаривал Оскар Уайльд ( любитель, между прочим, древнеримской кухни): " Полюбить себя - вот начало романа, который продлится всю жизнь".
Потом появился Иероним Босх, написал свой "Сад земных наслаждений" и всё испортил.
Фрески Помпеи:
http://lilac2012.livejournal.com/212128.html ,
http://lilac2012.livejournal.com/212972.html ,
http://lilac2012.livejournal.com/207865.html,
http://lilac2012.livejournal.com/207058.html.
Мозаики Помпеи:
http://lilac2012.livejournal.com/203365.html ,
http://lilac2012.livejournal.com/202536.html ,
http://lilac2012.livejournal.com/202318.html ,
http://lilac2012.livejournal.com/200805.html ,
http://lilac2012.livejournal.com/201548.html ,
http://lilac2012.livejournal.com/201749.html ,
http://lilac2012.livejournal.com/202217.html ,
http://lilac2012.livejournal.com/191187.html ,