Оригинал взят у
division___bell в
Барокко, отличительные черты.Оригинал взят у
very_music_mom в
Барокко, отличительные черты.Вот мы с Вами и сделали небольшой экскурс по композиторам эпохи барокко. Если Вы вдруг пропустили, ищите посты по тэгу
история музыки.
А теперь, поскольку человечеству сложно без систематизации, отличительных признаков и обобщений, я попробую Вам помочь скомпоновать полученные знания.
Итак, рассматривая эпоху, чтобы понять чем она отличается от всех остальных эпох, необходимо ответить для себя на некоторые вопросы. Ряд из них, конечно же, не так прост, как хотелось бы и находится в зоне компетенции музыкальных историков и исполнителей, но некоторые из них и весьма существенные под силу одолеть любому меломану.
Что же это за вопросы? Это вопросы касающиеся жанров, форм, средств выразительности и инструментария.
Средств выразительности мы касаться не будем, интуитивно, наслушавшись досыта музыки эпохи барокко, Вы сами сможете их опозновать, не вникая в технические детали. Про одно из них довольно популярное даже есть музыкальный анекдот. Приходит как-то муж, артист барочного оркестра домой и с порога говорит жене: "ЖЕНА, ГОТОВ ЛИ УЖИН? жена, готов ли ужин?" Как можно понять из написания, я пыталась изобразить динамику. Одна и та же фраза повторяется точно, но на разной громкости. В концертных барочных формах такого сколько угодно. Но... шутки в сторону!:)
Для начала поделим всю музыку на жанры. Точнее, не всю музыку, а ту музыку, которую мы встречали, разговаривая о барочных композиторах.
И снова мы пойдем от общего к частному:
делим все, что есть в музыке на два больших раздела: вокальная музыка и инструментальная музыка.
вокальную музыку делим на светскую и духовную. (музыка для театра, музыка для церкви).
инструментальную на оркестровую (здесь стоит обратить внимание на состав барочного оркестра), сольную и камерную (произведения для небольших составов).
Проще всего с оркестровой музыкой, потому что состав оркестра часто может нам подсказать время написания произведения. Мы будем продвигаться дальше и по мере знакомства с музыкой классицизма, романтизма, импрессионизма, экспрессионизма, музыкальной эклектикой 20 и 21 вв. Вы сможете почувствовать и услышать, как менялся тембр оркестра.
Оркестровая музыка эпохи представлена в основном концертными формами. Это концерты для оркестра, концерты для солирующих инструментов с оркестром, концерты для нескольких солирующих инструментов с оркестром. Несколько концертов мы с Вами сейчас послушаем.
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Вы без труда услышите, что драматургически они довольно ровные. Общая эмоция выдерживается на протяжении всего произведения, нет резких скачков настроения. Это одно из свойств барочной музыки. Все перебежки от мрака к свету и наоборот начнутся в музыкальном искусстве позже. А пока это музыка стройных четких форм и царство полифонии.
Жанр старинной сюиты - это тоже огромный музыкальный пласт. Старинные танцы, которые следуют друг за другом, сменяя настроения.
Click to view
Click to view
Сюиты писались и для инструментов соло.
Click to view
Click to view
А так же партиты, которые мало чем отличались от сюит, и сонаты.
Click to view
Далее можно вернуться к предыдущим постам этого тэга и переслушать то, что у нас встречалось инструментальное из этого времени. Наверняка, после такого слухового опыта Вы сможете почувствовать черты стиля.
В следующих постах мы с Вами коснемся барочной вокальной музыки, а также познакомимся с русским барокко.