Дети и гимназиситы в Египте римского времени

Nov 22, 2014 09:16

Оригинал взят у gorbutovich в Дети и гимназиситы в Египте римского времени
Изучив коллекцию из 7,5 тысячи папирусов, исследователи составили картину того, как жили дети в древнем Египте в период римского владычества.



Этот мальчик Ankhmara, сын писца Nykara жил в Египте почти за 3 тысячи лет до того времени, о котором идет речь в исследовании и в данном материале. Бруклинский музей, США. Древнее царство, конец V династии, около 2455-2350 г.г. до н.э. / Statue of Nykara and his Family. Egypt, ca.2455-2350 B.C. Late V Dynasty, Old Kingdom. Source. По клику статуя целиком + zoom на Google Cultural Institute
В римском Египте 14-летних мальчиков записывали в «молодёжную организацию», чтобы научить их быть хорошими гражданами. Так говорит историк Вилли Вуоланто /Ville Vuolanto из Университета Осло, который вместе со своим коллегой доктором Эйприл Падси /April Pudsey из Университета Нюкасла изучили более 7,5 тысячи древних документов, написанных на папирусе. Исследователей привлекали и литературные тексты, и личные письма, и административные документы. Никогда прежде тема детства в римском Египте не изучалась систематически на такой широкой базе источников.


2.


Мальчики на верблюде. Мозаика начала VI века н.э. Музей мозаик в Стамбуле / Boys on a camel. Mosaic from late antiquity, early 6th century CE. Great Palace Mosaic Museum, Istanbul. Photo: Reidar Aasgaard. via
Документы происходят из Оксиринха, египетского города, расположенного в 160 км к юго-западу от Каира, население которого в первые пятьсот лет нашей эры составляло около 25 тысяч жителей. Оксиринх был важнейшим в Египте центром ткацкого дела, а также римским административным центром. Огромное количество папирусов происходит из раскопок этого города, продолжающихся более 100 лет. Документы сохранились благодаря особенным природным условиям - почвы здесь очень сухие. Кроме того, на месте Оксиринха нет современных поселений.

Городской «молодёжной организацией» авторы исследования называют гимнасий - учебно-воспитательное заведение, широко распространённое в греческом мире. [Гимнасий: греч. gymnasion, от gymnazo, происшедшее от gymnos - голый]. Учиться в нём могли только мальчики, рождённые свободными. Среди них были дети египтян, греков и римлян. Их семьи должны были иметь доход, который позволял им состоять в «налоговом классе 12 драхм». Какая часть населения имела подобный доход, неясно. По мнению Вилли Вуоланто, таким доходом располагали примерно 10-25% горожан.

3.


Пелена погребальная. II-III вв. Лен. грунт, темпера. 196x143. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва. Инв. № 1.1а 5747 (ИГ 4301). Фрагмент. По клику - пелена целиком / Пелена погребальная с изображением храма, на фоне которого стоит молодая женщина держащая за руку девочку. Женщина одета в длинную тунику, через левое плечо перекинут плащ. В левой руке она держит пальмовую ветвь, в правой - сумочку. Девочка в белой тунике с клавами держит символ Осириса - бич. Справа - бог-бальзамировщик Анубис. слева - фигура умерших матери и дочери, преобразовавшихся в бога Осириса. Внизу - погребальная ладья; по краям пелены - божества загробного мира. Исследователь Гринейзен (1913 год) полагает, что на этой пелене изображено редчайшее явление: одновременная смерть матери и дочери. которых художник воплотил в одном, общем Осирисе. / Сканирование из книги: Путь к бессмертию: Памятники древнеегипетского искусства в собрании Гос. музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Кат. выставки. Москва, 2002; Гос. музей изобр. искусств им. А.С. Пушкина. - М.: Вост, лит., 2002.
Девочки не могли стать членами гимнасия, но часто упоминаются в административных документах, как сёстры мальчиков. Возможно, это имело какое-то отношение к статусу семьи или налоговому классу. И девочки, и женщины могли иметь собственность, но у них должен был быть мужчина-«опекун».

4.


Документ, в котором отец просит зарегистрировать его сына в качестве ученика в налоговых списках. 70 г. н.э. Фото: Papyrus Collection, University of Oslo Library / A father, Ophelas, requests that his underage son, Pakhois, be registered as an apprentice in the tax lists for the weaving industry. The document is dated 11 June in the year 70 CE. (Photo: Papyrus Collection, University of Oslo Library). via
Регистрация в гимнасии становилась для мальчиков из состоятельных семей переходом во взрослую жизнь. Другие мальчики начинали работать, ещё не достигнув подросткового возраста. В статусе учеников они проводили от двух до четырёх лет. Исследователи обнаружили около 20 ученических договоров в Оксиринхе, большинство из них относится к ткацкому делу. При этом мужчины не считались в полной мере взрослыми, пока не женились в возрасте 20-25 лет.

Большинство девочек оставались дома и работали там же. Как правило, они вступали в брак в позднем подростковом возрасте, чуть раньше, чем мальчики. «Мы нашли только один договор, где учеником была девочка. Но её положение было немного необычным - она была не только сиротой, но и должна была оплачивать долги покойного отца», - отмечает Вилли Вуоланто.

5.


Скульптура римского мальчика с волосами уложенными согласно египетской традиции в виде "локона Гора". Первая половина II века н.э. Музей истории культуры, Осло. [Если я ничего не путаю, т.к. совсем не египтолог:] Коса-"Локон Гора" отрезалась и посвящалась богам при церемонии перехода к взрослой жизни. Мальчики, в частности, дети царской крови, носили длинную прядь - тяжелую косу на правой стороне головы. Такая коса была атрибутом Гора-ребенка и царских сыновей. Иероглиф изображающий эту прядь означает буквально «ребенок» / Sculpture of a Roman boy with his hair worn in the Egyptian style with a “lock of Horus”. -The side-lock of hair was cut off and dedicated to the gods in connection with the coming-of-age ceremony marking the transition to adult life. From the first half of the second century CE. Museum of Cultural History, Oslo. Photo: Museum of Cultural History. via
Дети рабов также могли становиться учениками, они заключали договоры, которые были похожи на те, что заключали свободнорождённые мальчики. Ученики-рабы жили или в домах своих владельцев, или в домах учителей. Тем не менее, жизнь детей рабов отличалось. Так, исследователи нашли документы, в которых говорится о том, как двухлетних детей продавали и разлучали с родителями.

6.


И последний ребенок-младенец - опять из глубокой древности, из Среднего Царства, примерно за 2000 лет до исследуемого времени. Бруклинский музей / Statuette of Nursing Woman. The pose of the nursing woman - a standard one in Egyptian art - was also the hieroglyph meaning "nurse". Because its subjects are not identified, this little figure probably did not represent real individuals but rather served as a votive gift requesting a goddess's protection. Medium: Limestone. Place Made: Egypt. Dates: ca. 1938-after 1630 B.C.E. Dynasty: XII Dynasty-XIII Dynasty. Period: Middle Kingdom. Dimensions: 11.6 cm. Base: 6.3 x 8.4 cm (show scale). Brooklyn Museum, Charles Edwin Wilbour Fund, 51.224. Catalogue Description: A limestone statuette of a seated woman nursing a male child. Source
О жизни маленьких детей известно мало. Более или менее полная информация появляется только тогда, когда они начинают фигурировать в официальных документах, а это происходило только в раннем подростковом возрасте. Вероятно, дети начинали делать какую-то лёгкую работу в возрасте семи - девяти лет. Возможно, они выполняли роль пастухов или собирали дрова и навоз для растопки.

«Это похоже на собирание паззла. Исследуя папирусы, фрагменты керамики с надписями, игрушки и другие предметы, мы пытаемся составить картину того, как жили дети в римском Египте», - говорит Вилли Вуоланто.

Журнал «Наука и жизнь» по материалам: University of Oslo. Автор: Егор Антонов

Источники:

На русском языке: nkj.ru: Наука и жизнь, Детство, отрочество и юность в римском Египте - текст на основе этой статьи.
2000-year-old youth organization / University of Oslo. Faculty of Humanities. Department of Philosophy, Classics, History of Art and Ideas
archaeology.wiki / 2000-year-old youth organization. Documents from Roman Egypt give clues about childhood
forskning.no / Fra forskningsmiljøene. En artikkel fra Universitetet i Oslo

скульптурный портрет, мозаика, древний Египет, древний Рим, фаюмский портрет

Previous post Next post
Up