В чём я не согласна с М. Кукиным,
лекции которого я у себя разместила.
Никто не будет писать картину, чтобы передать в ней какое-то послание зрителю, тем более зашифровывать это послание, пряча по углам хоть и меленько написанное, но самое важное. Зачем? Гораздо быстрей - сказать словами. Художник - не старик Синицкий, ребусы - не его хлеб.
Смысл живописи в ней самой: в линиях и цветовых пятнах, в свете и тени. Кто живопись не чувствует, тому этого мало, им какой-то дополнительный смысл подавай.
Художник пишет гранат не потому, что гранат что-то символизирует. Ему просто понадобилось яркое пятно.
Тележное колесо - не колесо фортуны. Обезьяна - не автопортрет Брейгеля. Даже если под ней расположена его подпись. Полынья - не опасность, подстерегающая род людской. Она часто встречается на картинах Брейгеля, потому что живописна.
Но! Разумеется, художник изображает окружающий его мир, даже если пишет картину на библейский сюжет. "Избиение младенцев", например. Всё наглядно, ничего не спрятано - пришли испанцы, устроили резню. Даже после того, как Брейгель под давлением властей поверх младенцев написал кувшины, тюки и пакеты, резня осталась резнёй. Она не спрятана в слепом углу.
А какая нужда могла заставить художника в картине "Падение Икара" оставить от предполагаемого Икара едва видимые ноги? Ну, возможно, заказали ему картину на этот сюжет, а Брейгеля сюжет не заинтересовал. Но надо же как-то оправдать название - вот и появились эти ноги в уголке. И картину не портят, и есть на что сослаться: Икар был, но утонул, ничего не поделаешь.