Ян Ливенс (1607 - 1674)

Mar 21, 2014 14:02


родился в Лейдене в семье вышивальщика гобеленов Ливена Хендрикса. Профессия отца была востребована, поскольку город являлся центром текстильного производства и славился гобеленами. Автор лейденских хроник Ян Орлес писал, что Ливенс закончил только начальную школу и уже в 1615 году, в возрасте 8 лет, начал учиться профессии в мастерской местного художника-портретиста Йориса ван Схотена.
Через два года мальчика отправили в Амстердам, в мастерскую известного исторического живописца Питера Ластмана.

После двух лет обучения Ливенс вернулся в Лейден и уже в 12 лет начал работать самостоятельно.
Очень скоро юноша стал местной знаменитостью, его считали вундеркиндом, а его работы - шедеврами юного гения. Историки отмечают, что Ян еще ездил продолжать обучение в Утрехт, считавшийся центром итальянских традиций в голландской живописи, но когда и у кого он учился - неизвестно.
Известно лишь, что ранние картины Ливенса высоко ценились не только покупателями, но и взрослыми коллегами юного художника.

Ливенс и Рембрандт
С 1624 года 17-летний Ливенс начал работать, как независимый художник. В этом же году в Лейден после обучения в Амстердаме вернулся еще один ученик Питера Ластмана - Рембрандт, учившийся у мастера позже Ливенса. Молодые художники познакомились и подружились. Рембрандт устроил себе мастерскую на чердаке в доме своего отца-мельника, после чего пригласил Ливенса там работать, и даже начал набирать учеников. Р. и Л. работали в одном стиле, писали картины на одни сюжеты, часто позировали друг для друга, а некоторые картины даже вместе.
В эти годы заметно их влияние друг на друга, и это до сих пор вызывает трудности в атрибуции
произведений обоих художников. Общие работы до недавнего времени приписывались только Рембрандту, а сам Ливенс превратился в ученика Рембрандта на том основании, что был младше Р. на год и работал в его мастерской. Например, оба художника написали несколько мужских портретов в модных в то время турецких костюмах. Портреты были похожи, и их приписали Рембрандту, как более известному художнику.
Кроме того, Р. и Л. часто позировали друг другу, и разные источники дают разную информацию о том, портрет перед нами или автопортрет.
Известный меценат, поэт и композитор, секретарь принца Оранского Константин Хейгенс всю жизнь был покровителем обоих художников , он даже заказывал им картины на одну тему, сознательно вызывая художников на творческое состязание. Так почти одновременно у обоих художников появились картины "Распятие", "Воскрешение Лазаря" и "Самсон и Далила".
Нужно отметить, что сам Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, его картину "Пилат умывает руки", где одного из героев Ливенс списал с друга, Рембрандт повесил у себя дома над камином.
В 1631 году пути художников разошлись, сотрудничество и тесная дружба двух уже сложившихся мастеров закончилась. Рембрандт переехал жить и работать в Амстердам, а Ливенса пригласили работать при дворе английского короля Карла I в Лондоне.










































Две Магдалины, то ли кающиеся до старости, то ли только в старости.


















На этих портретах изображён Рембрандт








Возможно, и это


и пейзаж






Источник - http://int-ant.ru/news/art_k/rembrandt-and-lievens-creative-alliance-/

живопись, Ливенс

Previous post Next post
Up