О живописи Моранди.

Dec 01, 2021 14:21



Цитата цитаты


Взято у
1_9_6_3 здесь - https://1-9-6-3.livejournal.com/604703.html

Из комментариев на пост художника Павла Отдельнова «120 лет Джорджо Моранди» в жж-сообществе «История искусств. Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века» (20 июля 2010):
Зритель (участник сообщества):
- как его вообще можно назвать художником с такими картинами?
Павел Отдельнов:
- Учитесь смотреть.
Зритель:
- научите, пожалуйста) что Вы здесь видите?
П.О.:
- этому нельзя научить, если Вы сами не захотите. Что вижу? Вижу пластическое мышление автора. Вижу, каких тончайших оттенков выразительности он добивается. Это уровень живописи, сравнимый, наверное, только с музыкой. Здесь есть столько всего, что описать «что я вижу» непросто - надо искать литературные аллюзии, чтобы пытаться «переводить» язык пластической выразительности.
Зритель:
- А почему Вы решили, что я не хочу? Спрашиваю, значит, хочу. Учите.
П.О.:
- Хорошо. Давайте, я попробую как смогу проанализировать какую-нибудь из этих работ.
Например, четвёртый натюрморт в этом посте



Моранди. Натюрморт. 1957. Музеи Ватикана

Что мы видим? Прежде всего прямоугольник внутри большого прямоугольника холста, повторяющий его своими пропорциями. Этот прямоугольник из предметов прямо по центру, он противопоставлен масштабу этого большого фона. Предметы как будто собрались в один большой предмет, чтоб «не пропасть поодиночке». Как город в пустыне. Это же целая драма получается: огромное неуютное сумеречное пространство, которое продолжается и за пределами картины, и внизу, и предметы, которые боятся пропасть в нём.
Посмотрите, как устроено пространство этими предметами. Мы даже можем попытаться «войти в этот город» - пройдя вдоль угла коробки в центре, зайти за левую чашечку, посмотреть на красную стену, которая вернёт нас к картинной плоскости. (А как удивительно этот красный зажигает цветом всё окружающее пространство!). Пространство из-за края стола (земли) начинает выворачиваться на нас, как обратная перспектива - и мы оказываемся в огромном пространстве (а размер натюрморта вряд ли больше 30х40!). [35х45 см]
А какая разработка цвета! Такой свет бывает только вечером - и сколько воспоминаний могут для каждого из зрителей содержать в себе эти тончайшие вечерние отношения цвета. Это вечер, когда солнце уже ушло, но его свет, тёплый и ровный, остался, и кажется, что предметы начали светиться сами по себе, изнутри.
Это тот вечер, который хочется, чтобы он не кончался. Но сумерки окружают предметы, и они гаснут, исчезают, как воспоминание. И этот тёплый красный горит такой щемящей нотой! Смотришь на это чудо, как завороженный, и только боишься, что это может закончиться.
Вот, как смог.

Моранди

Previous post Next post
Up