Эксперимент в Гешере: Cпектакль Йехезкеля Лазарова «Лолита\Жанна Д`Арк».

Dec 11, 2018 22:28


На днях в малом зале Гешера была премьера спектакля Йехезкеля Лазарова «Лолита\Жанна Д`Арк». По роману Владимира Набокова и протоколам суда над Жанной д’Арк. Невероятное впечатление, которого я давно не испытывала. Настолько сильное, что поначалу трудно было выразить словами. То, что остается я в памяти надолго. Где -то внутри, в душе. Чувственно, тонко, необыкновенно - скорее всего, так можно описать свои ощущения.




Небольшой зрительный зал, вернее пространство, окруженное двумя рядами стульев, и глаза в глаза с актером. Исраэль (Саша) Демидов сейчас на пике актерского мастерства. Изящный  и раскрепощенный в образе Гумберта. Его игра завораживает, заставляет верить и даже сопереживать. Лолиты нет на сцене, но мы слышим ее голос. А может быть, видим в окне через прозрачную тюль много лолит, молоденьких девочек из балетной студии, красиво выгибающих спинки в такт музыке. Образ Лолиты двойственен. Она одновременно оказывается простодушной девочкой и развязной нимфеткой. Маленький дьявол, обладавший неограниченной властью над взрослым человеком. А может быть, придуманный им.  Так часто мы выдумываем для себя качества окружающих нас людей, выдаем желаемое за реальность, а потом страдаем.

Роман Владимира Набокова «Лолита»  вызвал бурную реакцию со стороны критиков и читателей. Неоднозначное литературное произведение провоцирует дискуссии и сегодня. Герои романа весьма необычны. Это 37-летний мужчина по фамилии Гумберт  и девочка Лолита. Нет смысла пересказывать это гениальное произведение, своеобразное,  остроумное и вместе с тем трагичное. Роман про истинную сущность людей и многообразие масок, за которыми они её прячут. Йехезкель Лазаров придумал, как скупыми, но точными средствами с некоторой долей сарказма и иронии показать  любовь, принявшую форму странную и, возможно, страшную. А Саша  Демидов воплотил его  замысел, талантливо и легко, только как он умеет,  обозначив странную любовь, которая  оборачивается трагедией для всех.

Вторая часть спектакля посвящена Жанне д’Арк. Абсолютно другая женская судьба. Жанна д’Арк - полная противоположность Лолите, одна  из  самых  известных фигур  Столетней войны  (1337-1453). Жанна  д'Арк  была  захвачена  в  плен  в  1430 г. и предана церковному  суду.   По  настоянию  англичан  она  была  обвинена в колдовстве,  признана виновной и сожжена в Руане 30 мая 1431 г. Через 25 лет ее дело было пересмотрено, она была признана невинно осужденной, а в 1920 г. причислена к лику святых.  Невероятно, но малограмотной пастушке из Лотарингии удалось в кратчайший срок освоить хитрости военной науки, навести порядок в деморализованных войсках, заслужить уважение среди военных начальников. Остается гадать, как в 17-летней простушке проявился недюжинный талант полководца. Сама Жанна повторяла, что ее ведет Бог... Суд над Жанной д’Арк прошел в Руане. Англичанам нужно было не просто убить Орлеанскую деву - необходимо было очернить ее имя. Поэтому Жанна должна была перед казнью по приговору французского трибунала подтвердить связь с дьяволом. Для этого на церковное судилище пригласили самого искушенного. Им стал Пьер Кошон, бывший епископ Бове. За успешную расправу над Девой англичане обещали Кошону митру архиепископа Руана.



Идея  Йехезкеля Лазарова - придать черты Жанны д’Арк роботу вероятно оправдана ее слепой верой, чистой и наивной душой, нашла оригинальное воплощение в роботе  Кики, специально созданном и запрограммированном для этого случая. Озвученный Алоной Цимберг, умело управляемый, он отвечает на вопросы, движется и даже клянется в нужный момент. А Дорон Тавори, в роли судьи ведет с ней диалог. Как всегда, артистичен. Мастер перевоплощения, естественен в этой сложной роли. После окончания спектакля мне очень хотелось спросить, как оно, общаться с роботом...



Естественно, возникает вопрос, какая связь между Лолитой и Жанной д’Арк. По моему, это как два одноактных балета в одном спектакле. Йехезкель Лазаров объясняет:



"Решение объединить Лолиту с Жанной д’Арк возникло спонтанно - мысли и образы внезапно пересеклись, и из этого сплава возникло нечто новое. Попытаться осмыслить эту связь можно только на пересечении интеллектуального, эмоционального и мистического начал и, конечно же, такое совмещение вызывает бесчисленные вопросы: есть ли сходство между Лолитой и Жанной д’Арк? Или они кардинально противоположны? Ведь одна из них соблазнительница, а другая - непорочная дева, одну воспринимают как жертву, а другую - как героиню-воительницу, где же точки соприкосновения? Можно ли свести их в одном спектакле? И что бы они сказали друг другу? Все эти вопросы обрушились на меня и лихорадочно неслись у меня в голове до тех пор, пока я не узнал, что в первом, черновом варианте романа Владимир Набоков называл свою героиню Жуанита д’Арк. Стали появляться ответы. В основе обеих пьес - две знаковые женские судьбы. Первая - 12-летняя Лолита с ее навязчивым, мучимым угрызениями совести любовником Гумбертом Гумбертом, вторая - 18-летняя Жанна д’Арк, Орлеанская дева-воительница, сыгравшая ключевую роль в освобождении своего народа от захватчиков, осужденная церковью по обвинению в ереси и сожженная на костре. Признание Жанной своей вины было вырвано у нее обманом. Для меня центральной темой спектакля стала мораль в условиях физической опасности и страха. "

А может, ничего объяснять и не нужно. Мне кажется, это высший пилотаж. Йехезкель Лазаров одержим театром, и это для меня самое главное.  Все новое, необычное часто вызывает споры.  Время покажет.

Фото со спектакля @Issaya Fainberg предоставлены пресс-отделом театра Гешер.

«Лолита\Жанна Д`Арк», Йехезкель Лазаров, театр Гешер

Previous post Next post
Up