Самым могучим царем в последнем поколении греческих героев был Агамемнон, правитель Аргоса. Это он начальствовал над всеми греческими войсками в Троянской войне, ссорился и мирился с Ахиллом в «Илиаде», а потом победил и разорил Трою. Но участь его оказалась ужасна, а участь сына его Ореста - еще ужаснее. Им пришлось и совершать преступления и расплачиваться за преступления - свои и чужие. По этим мифам драматург Эсхил и написал свою трилогию «Орестея». Трилогия - единственная дошедшая до нас в полном виде из Древней Греции.
Премьера спектакля "Орестея" в Гешере по современной версии трагедии Эсхила английского драматурга Роберта Айка. Постановка художественного руководителя театра Евгения Арье. Хотя я давно уже не юное впечатлительное создание, была потрясена этим спектаклем. Мне понадобилось несколько дней, чтобы прийти в себя и разложить все по полочкам.
Античный миф оказался очень своевременным и современным. Агамемнон, Клитемнестра, Орест и Электра, Кассандра на самом деле живут среди нас, здесь и сейчас. Спектакль вне времени, вне пространства. Очень тяжелое ощущение безысходности. И того, что человечество движется по замкнутому кругу.
Из
интервью Римы Остапенко с Евгением Арье.
"...Проблема уничтожения людьми друг друга существовала всегда. Для меня сегодня главное - высказаться на эту тему. Почему пьеса называется «Орестея»? Орест - единственный человек из всей благополучной поначалу семьи, который остается в живых. Тема войны в пьесе Айка возникает как бы по касательной. Это его попытка осмыслить сегодняшние проблемы на основе сюжета древней греческой трагедии Мне хотелось поставить трагедию, но не в том смысле, чтобы литрами лилась кровь. Мне хотелось говорить всерьез. Мне самому непонятно, как нужно действовать героям пьесы, чтобы то что произошло, - не случилось. Все начинается с того, что корабли застыли в порту, Агамемнон не может пойти в наступление на Трою, потому что нет ветра. Он, человек верующий, получает послание свыше: для того чтобы поднялся ветер, он должен пожертвовать дочерью, убить ее своими руками. Дальше -десятилетняя война, череда убийств. Прямая аналогия с войной в Ираке, во Вьетнаме. Война может закончиться поражением, или победой. Первое Агамемнон даже не рассматривает, значит, он должен совершить невозможное - пожертвовать дочерью и победить. Таков сюжет «Орестеи». "
«Основной посыл драмы - это то, что она показывает обе стороны, не осуждая ни одну. Вы говорите: я ненавижу Агамемнона и тут же понимаете, что понятия не имеете, как бы поступили сами. Во втором акте вы ненавидите Клитемнестру, но не знаете, смогли бы не стать ею или нет. Вы любите свою семью, жену, но и свою страну, своих солдат. И вам предстоит выбрать, что вы любите больше. Это ужасающе страшно».
так считает Роберт Айк, автор современной интерпретации.
Cпектакль великолепно сделан. Лаконичная и оригинальная сценография. Думаю, что это тот случай, когда сценографии отведена одна из главных ролей. Оправданное применение новых технологий, зеркального потолка, трансформаций пространства. Передо мной до сих пор сцены из спектакля. И ангельский голос девочки. Дорон Тавори убедителен в роли Агамемнона. Все с большим уважением отношусь к этому артисту. Не могла оторвать глаз от его лица. Каким опустошенным и обессиленным выглядел он, вернувшись с войны победителем. Эфрат Бен-Цур бесконечно женственна и органична в роли Клитемнестры. У молодой актрисы большой творческий потенциал. Отличный ансамбль талантливых актеров.
Очень сильный спектакль. И актуальный. Долго не забудется. Ни одна победа не стоит смерти ребенка. Главный посыл этого спектакля - предотвратить войну. Войну, разрушающую все вокруг. Жизнь, семьи. Отец даёт согласие на убийство дочери, чтоб победить в войне. А потом жена убивает мужа, а затем сын мать. Это все результат войны. Стоит ли возвращаться победителем в разрушенную жизнь?
Роберт Айк. Новейшая версия трилогии Эсхила.
Перевод: Рои Хен
Постановка: Евгений Арье
В спектакле участвуют: Эфрат Бен-Цур, Дорон Тавори / Мики Леон, Генри Давид / Алон Фридман, Нетта Шпигельман / Ноа Хар-Цион, Гилад Клеттер, Рут Расюк, Борис Аханов, Светлана Демидова, Ори Янив, Ави Азулай, Паоло Э. Моура, Шарон Бурштейн-Бичачи, Эяль Ибшин/Томи Цур, Мая Газму/Таль Пелег.