Опять про книги. Или нет, про нашу группу. Вернее, про одного студента, по имени Толя Арендарь. И хотя времени с тех пор прошло не мало, иногда мы вспоминаем молодые годы, общаемся в реальном времени, но в виртуальном пространстве. Один стал академиком, другой одно время работал в штаб - квартире ООН, кто - то преподает в университете, кто-то открыл свое дело… А лучше всех у нас в группе учился Толя Арендарь. То есть только на отлично. Других оценок у него просто не было.
Мы учились в спец -группе. С утра, как и все, на общем потоке, математика, физика, это святое, специальность. Материализм, научный коммунизм, и еще много всяких измов, которые за серьезные предметы мы не считали. А потом, наскоро перекусив в студенческой столовке, иностранный язык, спецкурс, по десять человек в группе.
Признаюсь, я и сейчас далека от политики, а в молодости меня больше интересовали студенческие капустники, веселые вечеринки и новые наряды. Понятно, занятия по общественным наукам по возможности пропускала. Мне было там скучно. Интересно было, когда Толя Арендарь вступал в спор в преподавателем. Причем он мог доказать на раз что б-г существует, а потом опровергнуть сам себя. Парень был настолько эрудирован, что вводил преподавателя в ступор. Между прочим, Толя открыл нам глаза на многое. Когда все дружно осуждали израильскую военщину, он сказал, что люди сражаются за свою родину, и это их неотьемлемое право…
Время летело, на последнем курсе я уже была замужней дамой, и очень редко принимала участие в общих тусовках. Государственные экзамены, преддипломная практика. Долгожданный диплом. И вдруг я узнаю, что Арендарь не получает диплом. Почему? Странно. Оказывается, не сдал экзамен по научному коммунизму, не сошелся во взглядах с преподавателем. Мне почему-то стало грустно. Может и потому, что закончились безаботные студенческие годы.
И понеслась взрослая жизнь.
Уже жила тут, в Израиле, отмечали очередную годовщину окончания института. По Скайпу, разумеется. Как всегда, разговоры, кто и где,и как. Про Арендаря никто толком ничего не знал. Мне было любопытно, и я немного покопалась в сети. И вот результат.
Эссеист, публицист, религиозный философ. Родился 17.09.1948 г., с. Корнеевка Ленинского района Северо-Казахстанской обл. Казахской ССР, эссеист, публицист, автор историософских работ, религиозный философ. В Челябинске живет с 1965. Окончил физико-математический факультет ЧГПИ по специальности «физика на французском языке». Начиная с 1965 устно и письменно распространял диссидентские взгляды, в связи с чем до конца 1980-х гг. подвергался преследованиям со стороны властей. Работал учителем в школах Златоуста и Челябинска, но за свои взгляды был уволен из системы народного образования. Около 10 лет работал грузчиком. В 1971-1972 служил в армии. Публиковался в российских и зарубежных изданиях: «Etudes polemologiques» (Париж, 1989), «Знак времени» (Израиль, 1991), «Голос» (Чел., 1991-1992), «Вечерний Челябинск» и «Челябинский рабочий» (с 1990), «Имидж» (Чел., 1991-92), «Уральская новь» (Чел., 1991-1998), «Народная дума» (Чел., 1992-1993), «Право Украины» (Киев, 1995), «Несовременные записки» (Пермь; Чел., 1996), «Челябинск» (с 1997). Арендарь - автор эссе-послесловий к 9 томам «Библиотеки Фл. Павленкова», 1994-1999). Участник 5 международных конференций по правам человека (1993-1994), на которых выступал с критикой российских реформ с религиозных, исторических и философских позиций. Наиболее значительные (неопубликованные) работы: «Порнократия, или Торжествующий хам» (1982), «Антропологические истоки и смысл большевистской революции» (1990). Лауреат литературно-художественной премии фонда «Галерея» (1996).
Анатолий Федосеевич о себе и о библиотеке:
«Я записался в Публичную библиотеку (ЧОУНБ) осенью 1965 г. и с тех пор практически ежедневно (за исключением редких моих отсутствий в городе) трудился в ней на протяжении 40 лет при возможности от 9 часов утра до 10 часов вечера. У меня была активная общественная жизнь вне библиотеки. Но именно занятия в ней наполняли эту активность жизненным содержанием, научностью и обоснованностью. В Публичке возникали более или менее прочные интеллектуальные и человеческие контакты как с такими же завсегдатаями, как я, так и людьми «обычными».
Для меня Публичка - это Храм. Храм просвещения, Храм красоты, Храм душевных человеческих контактов. Для меня, всю жизнь в Челябинске бездомного, Публичка - родной Дом. Здесь и уют стен, и тепло сердец сотрудников.
Публичка - место уединения и тишины, где рождались мои гипотезы и теории. Место неустанного, непрерывного творчества. Здесь созидался фундамент моих статей и книг.
Публичка - духовная ось Челябинска, не будь ее, не было бы этого замечательного города, был бы лишь кошмарный сброд вороньих слободок. Наша Публичка - такой же центр нашего города, как Эйфелева башня Парижа. Пока живет Эйфелева башня у парижан еще есть шанс на выживание, пока в Челябинске стоит и по рабоче-крестьянски терпеливо трудится Публичка, у города есть шанс не превратиться в тупо зарастающее болото».
Все картинки из сети.