Пару дней назад мне представился случай услышать в полном исполнении одно из величайших творений Густава Малера - его Вторую симфонию «Воскресение».
Соместный проект симфонического оркестра Ришон ле-Циона и Израильской Оперы с двумя городами-побратимами - Люблином в Польше и Мюнстером в Германии, посвященный 1700-летию еврейской общины Германии.
В проекте участвуют 160 музыкантов и певцов из Израильского Симфонического оркестра Ришон ле-Циона, Мюнстерского Симфонического оркестра, Хора Люблинского католического университета имени Иоанна Павла II и Хора Люблинского музыкального театра.
Дирижер - Голо Берг, главный музыкальный руководитель Мюнстерского Симфонического оркестра. Голо Берг недавно отметил 25-летие своей профессиональной карьеры. В его творческой копилке наработанный за четверть века богатый и разнообразный концертный репертуар, в котором немалое внимание уделено произведениям современных композиторов, свидетельством чего являются десятки записей мировых премьер под его управлением.
В концерте принимают участие солистки Стефани Ирани - меццо-сопрано и Кристиана Либор - сопрано.
С первых мгновений музыка захватила меня. Душа летала. Эта симфония стала для Малера способом выразить свои интеллектуальные размышления о сущности существования. Именно в симфонических произведениях, по мнению Малера, «действительно отражается целый мир - ты сам, так сказать, становишься всего лишь инструментом, на котором играет Вселенная».
Бывает музыка, которую можно слушать, не отвлекаясь от реальности. Тут совсем другое дело. Существовала внутри, ощущала необычное эмоциональное напряжение. Легкая игривость расцвета, весны, журчание ручья, нежное стакатто, вдруг резко менялось. Неожиданная пауза, внезапные динамические акценты. Настроение меняется. И я слышала призывные звуки трубы, маршевые мелодии.
Чтобы создать своего рода переходы от части к части в этой симфонии, Малер вписал длительные паузы между исполнением частей симфонии. Первая ее часть - философская, размышляющая о смерти; вторая - шубертовская по своей природе - мягкая и игривая. По словам Малера, эта часть - «воспоминание о драгоценных моментах жизни ушедшего, луч света из дней его юности и невинности». В третьей части симфонии присутствует некий дух куража, выраженный в скерцо, адаптации сатирической поэмы о проповеди святого Антония, произнесенной перед рыбами. Малера так объяснял свою музыку: «Эта часть возвращает нас из мечтательной атмосферы второй части в реальность, в сумбур жизни. Шумное, непонятное существование становится угрозой». Текст «Первобытный свет» (Urlicht) в четвертой части, был добавлен Малером без привязки к произведению. Только на более позднем этапе он решил добавить к симфонии слова: «Эта музыка, которая задает вопросы о смысле человеческого бытия, - утверждал Малер. - Единственный ответ на все вопросы - это искупление».
Перед четвертой частью на сцене появляется хор и солисты. Несколько тактов акапелла, и легкий, фоновый аккомпанемент оркестра сопровождает прекрасное соло.
А потом мощно вступает хор. В хорале «Ты воскреснешь, да, воскреснешь ты после сна недолгого, прозвучали те строки, которые Малер так долго искал. Они и легли в основу финала. По этим строкам симфония стала известна как симфония «Воскресение».
Неизгладимое впечатление. Благодарная публика приветстововала музыкантов стоя.
Click to view
Использована информация
Masha Hinich.
Пиар-агентство:
Sofia Nimelstein PR & Consulting