Радостное творчество Зои Север

Oct 26, 2021 09:31


Несколько дней назад наконец выбралась на выставку картин в Гиватаиме. Яркие работы Зои Север сразу привекли внимание. Ощущение солнца, праздника и радости.





Впечатление, что картины светятся изнутри. Мне нравится все. И сюжет картин, и компановка деталей, яркое и необычное исполнение. Восхищаюсь талантом Зои, ее умением видеть мир и образно передать это нам, своим зрителям. И находить для этого новые и новые средства.



Мне трудно определить, в каком направлении работает художница. Важно, что у нее уже выработался свой неповторимый почерк. Картины можно рассматривать бесконечно, от них исходит тепло и доброта.

Мое знакомство с творчеством Зои Север произошло на выставке "Осенний салон" в 2012 году.  С тех пор я стала поклонницей ее творчества.



Север Зоя - художник. Родилась во Львове.  В Израиле с 1990 г. Живёт в Гиватаиме.

Зои Север репатриировалась в Израиль более двух десятков лет назад еще подростком вместе с родителями. Она успела поучиться в школе, отслужила в армии, окончила в Иерусалиме Академию искусств Бецалель. Вышла замуж и родила троих сыновей. Во всем, кроме живописи ее биография выглядит типичной для молодой женщины ее поколения, живущей в Израиле. Но, как известно, каждый человек - сам творец своей судьбы. Зои Север свою судьбу нарисовала в прямом смысле слова. Только произошло это не сразу и не быстро.

Ее картины можно найти в галереях и частных коллекциях Европы и, конечно же, Израиля. Работы Зои Север с успехом продаются на аукционах у нас в стране и за рубежом, в том числе на аукционе Bonhams в Лондоне. Начиная с 2011 года она участвует в выставках в Израиле и за границей: в Германии, Польше, Англии и Франции.

Как случилось, что на протяжении нескольких лет после окончания Академии искусств Бецалель Зои ничего не рисовала? Она занималась всем чем угодно: переводами текстов, журналистикой, пиаром, но не прикасалась к холсту и краскам. Зои признается, что причина была даже не в банальных «поисках себя», а в том, что в течение всех лет учебы и после окончания академии ею владел ложный стереотип, активно поддерживаемый некоторыми педагогами и товарищами по учебе: искусство дескать должно быть выстраданным, а сам художник должен испытывать нестерпимые муки творчества, прежде чем доверить себя бумаге или холсту. Эта доктрина настолько не соответствовала внутреннему ощущению Зои, что она для себя решила: живопись - не ее путь.

К счастью для нее самой и многочисленных почитателей ее таланта, однажды на глаза ей попалась статья о живописи, озаглавленная так: ART IS FUN. Ей хватило одного заголовка, чтобы все прежние представления о творческом процессе развеялись, как дым.

Искусство - это праздник, это развлечение, искусство не обязательно должно быть служением, оно вполне может вписываться в рамки непринужденного общения с холстом и красками - вот что вынесла художница из этой статьи.

Любое искусство - это настроение. Зое Север удается  передать настроение через холст зрителю. Зоя заранее видит свою работу, иногда что -то меняя в процессе.



Семь работ Зои Север  были выставлены в престижном парижском выставочном зале Mémoire de l’Avenir. Тема выставки "Городское пространство" (ESPACE URBAIN).

3 сентября  1914 года в Париже открылась международная выставка художников - урбанистов. Там были представлены работы пяти художников, в их число попала наша соотечественница Зои Север, которая на протяжении нескольких лет активно разрабатывает в своей живописи урбанистическое направление.



Одна из любимых тем Зои - Тель-Авив. Это огромный калейдоскоп: улицы с вкраплениями магрибской архитектуры, и тут же - суперсовременные здания в стиле хайтек; знаменитый баухауз и «развалюшки» у моря, напоминающие Одесский привоз... И все это бурлит, движется, ни на минуту не останавливаясь; гремит музыка, плывут машины в жарком мареве; день сменяет ночь, меняются краски и освещение, но остается неизменной суть этого города-калейдоскопа.





Наивную живопись, как и любое искусство, отличает не столько техника, сколько особое видение мира, которое нельзя у кого-то позаимствовать. Нет фальши в народном искусстве: яркие краски, сказочные образы, неповторимый юмор - это органичное мироощущение естественного человека.



Проницательные критики заметили в картинах Зои Север идейные параллели с творчеством знаменитого австрийского художника, архитектора, эколога Фриденсрайха Хундертвассера. Он считал, что надо строить дома разных цветов и даже отдельный дом должен быть многокрасочным. Ему принадлежит принципиальная формула: «Дома состоят не из стен, а их окон». Зои Север возводит на своих картинах такие «глазастые» дома, из которых открываются замечательные перспективы.



Гармония картин Зои Север создает обманчивое впечатление единого вдохновенного порыва, но на самом деле это упорядоченность мысли. Способность к анализу, самопрограммированию позволяет ожидать от Зои Север отрадных неожиданностей. Ее первые учителя живописи еще в советской академической школе со всеми ее канонами и жесткими структурами отмечали ее тонкое и проникновенное чувство цвета. Возможно, этот ориентир и остался решающим.



Один из самых ненавистных мне вопросов, это извечное: «Что хотел сказать автор зрителю?» С детства этот вопрос был мне непонятен и лишен смысла. Ведь если бы автор хотел объясниться с каждым зрителем тет-а-тет, он стоял бы в виде дополнительного экспоната на собственной выставке и давал бы каждому посетителю подробные разъяснения о сути своего творчества. А на деле так: на стене висит картина. Значит, разговаривать надо именно с ней. Поймем ли мы идею художника, неизвестно, да и не важно. Почувствуем ли то самое «нечто», которое таится в каждой картине, - вот это вопрос. Словами на него отвечать необязательно.

Если спросят меня, что бы мне хотелось сказать своим зрителям, я отвечу: «Играйте со мной. Вам нравится эта игра? Значит, мы поняли друг друга».



Инфа: раз два

#многоликийИзраиль, осень21, #осеньосень, #10постовпроекта, многоликий Израиль, Зоя Север

Previous post Next post
Up