Все любители оперы с волнением и нетерпением ждали самого интересного события года. Постановка Травиаты рядом с крепостью Масада действительно уникальное явление. Героиня оперы, Виолетта, чувствовала себя в Париже, как в пустыне. Вероятно поэтому в пустыню перенесли Париж.
Париж в пустыне. Рукотворный
«Травиата» - опера Верди, написанная великим композитором на либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам «Дамы с камелиями» А. Дюма-младшего. Она впервые представлена зрителю шестого марта 1853-го года в Венеции. Сначала опера «Травиата» потерпела полный провал, а сегодня считается одним из самых лучших произведений этого музыкального направления. «Травиата», содержание которой было весьма необычным для того времени, в Европе вышла на сцену практически одновременно с постановкой на театральных подмостках «Дамы с камелиями».
Непривычным для общества стал в первую очередь выбор главной героини. Многих удивляло в опере «Травиата» либретто. Содержание его - это история о куртизанке, умирающей от неизлечимой болезни. По мнению критиков, это было «отвратительно, ужасно и аморально». Но только не для композитора. Опера Верди «Травиата» ставит на центральное место персонаж, отвергнутый обществом.
Сегодня опера «Травиата», содержание которой поначалу так шокировало, уже полтора столетия является одной из самых популярных и входит в репертуары всех знаменитых музыкальных театров мира. Даже Дюма, послушав оперу «Травиата», содержание которой было ему, как никому, знакомо, был поражен. Он считал, что Верди обессмертил его «Даму с камелиями», о которой через полвека никто, по мнению писателя, и не вспомнил бы.
Понятно, что постановка оперы на открытом воздухе требует определенной смелости и таланта, новых идей и неординарных решений. Поэтому пригласили именно Михала Знанецки, известного оперного режиссера. Его карьера началась в 1994 году, и с тех пор он поставил более 180 опер, театральных пьес, мюзиклов на во многих театрах мира, в Польше, Франции, Бельгии, Ирландии, Италии, Испании, Норвегии, Аргентины и Уругвае. Репертуар простирается от барокко до современных опер.
Мне довелось побеседовать с Михалом Знанецки, перед началом генеральной репетиции Травиаты. Конечно, очень волновалась. Тем более, мне предстояло говорить на английском.
Михал Знанецки, журналисты и блогеры. Фото Г. Маламант.
После приветствия и представления спросила:
Что привлекло вас в этом необычном проекте?
Михал Знанецки:
Уверен, опера должна быть доступна для широкой аудитории, особенно для тех, кто обычно обходит стороной оперный театр. Трудно привлекать новую публику к прослушиванию оперы. По традиции оперный театр место для элиты.
Вы думаете, что этот огромный зрительный зал будет заполнен?
Михал Знанецки:
Постановка оперы на открытом воздухе лучший путь заинтересовать тысячи и тысячи, молодых людей, туристов. Так называемых оперных туристов. Почему нет? Я счастлив, что они приходят.
Какие дополнительные средства используются для привлечения новой публики?
Михал Знанецки:
Только приблизившись к месту действия, люди погружаются в мир театра, и могут наслаждаться прекрасными декорациями, пением, музыкой, игрой артистов.
Чем заинтересовала вас постановка Травиаты в пустыне?
Михал Знанецки:
Постановка оперы в таком месте как Масада открывает просторы для воображения. Конечно, когда работаешь на открытом воздухе, нужно придумывать новые решения.
С какими трудностями вы столкнулись при постановке?
Михал Знанецки:
Сцена удалена от публики. Опера Травиата очень интимная, личная. Возникают естественные трудности. Пришлось использовать метафору.
Какую именно?
Михал Знанецки:
Восемь разных Виолетт умирают одновременно. Неважно,поет каждая из них, или нет, и как одета. Есть вечные проблемы. Жизнь и смерть. Любовь. Отношения с родителями. Неизбежность выбора, Мне хочется показать, что это касается каждого из нас.
Как вы общались с артистами? C таким большим и разноязычним коллективом нелегко.
Михал Знанецки:
У меня отличные помощники, с которыми я работаю много лет. Всегда прислушиваюсь к мнению артистов. И мы вырабатываем общее решение. У меня никогда нет проблем в взаимопонимании с коллективом артистов.
Через несколько минут начнется последняя, генеральная репетиция. Что вы чувствуете?
Михал Знанецки:
Cпокоен и уверен, что все будет отлично. Солисты - профессионалы с большим опытом. Было достаточное количество репетиций с балетной группой.
А что потом, после фестиваля?
Михал Знанецки:
Люблю путешествовать, встречаться с новыми людьми. Так я отдыхаю.
Традиционный вопрос. Ваши планы на будущее?
Михал Знанецки:
Следующая постановка в Польше, потом Аргентина, Уругвай? Будапешт. Каждый месяц что -то другое. Верди, Прокофьев, “Фауст” Гуно.
А у нас была возможность услышать и увидеть, как рождается опера. Главную партию исполняли сопрано Елена Мосук, покорившая летом прошлого года тысячи зрителей Вероны исполнением партии Виолетты, и сопрано Аурелия Флориан. Партию Альфредо исполняли испанский тенор Чельсо Альбело, считающийся одним из ведущих теноров мира, и Жан-Франсуа Борра. Партию Жермона - румынский баритон Йонут Паску. Оркестр под управлением знаменитого израильского дирижера Даниэля Орена. Я сидела очень близко к сцене, и хочу отметить, что видеть, как работает Даниэль Орен - это спектакль в спектакле. Требователен, настойчив, артистичен. Браво профессионалам!
"Травиата" в пустыне.
Фестиваль на Масаде действительно уникальное явление. Слушать оперу в пустыне, под открытым небом, это незабываемо. Звезды становятся ярче и освещают сцену, декорации кажутся естественным продолжением легендарной крепости, великолепная музыка создает необыкновенное впечатление.
Париж в пустыне. Рукотворный
Cвидетелями этого музыкального праздника стали около 50.000 человек.
Click to view
Качество снимков никакое, сомневалась, стоит ли ставить. Но без фото не было бы полноты восприятия.