Я родилась в Челябинске и жила там до 1995 года. Поэтому близко и больно. Моя мама ушла в мир иной в 55, сестра в 46. Не удивительно, в 1957 году ей еще не было двух. Мои приятели и сокурсники работали в институте радиологии, который помещался на территории областной больницы. Там же находился профилакторий, куда привозили людей подлечиться с зараженных территорий. Грустно.
Прекрасные уральские озера. Фото Марина Достовалова
Урал. Фото Марина Достовалова
Современный Озерск - это закрытый город. Десятки деревень, сотни домов стерты с лица земли. Тысячи людей поражены лучевой болезнью. Авария на атомном комбинате "Маяк" - взрыв, который мог стать второй Хиросимой.
атомный сентябрь 1957
После взрыва 29 сентября 1957 года поднялся столб дыма и пыли высотой до километра, который мерцал оранжево-красным светом. Это создавало иллюзию северного сияния. 6 октября 1957 года в газете Челябинска появилась следующая заметка: «В прошлое воскресенье вечером… многие челябинцы наблюдали особое свечение звёздного неба. Это довольно редкое в наших широтах свечение имело все признаки полярного сияния. Интенсивное красное, временами переходящее в слабо-розовое и светло-голубое свечение вначале охватывало значительную часть юго-западной и северо-восточной поверхности небосклона. Около 11 часов его можно было наблюдать в северо-западном направлении… На фоне неба появлялись сравнительно большие окрашенные области и временами спокойные полосы, имевшие на последней стадии сияния меридиональное направление. Изучение природы полярных сияний, начатое ещё Ломоносовым, продолжается и в наши дни. В современной науке нашла подтверждение основная мысль Ломоносова, что полярное сияние возникает в верхних слоях атмосферы в результате электрических разрядов». Публикация заканчивалась так: «Полярные сияния… можно будет наблюдать и в дальнейшем на широтах Южного Урала».
В течение длительного времени в Советском Союзе об этой крупной аварии ничего не сообщалось. Сведения скрывались официальными властями от населения страны и от жителей Уральского региона, оказавшегося в зоне радиоактивного загрязнения. Впервые факт взрыва на химкомбинате «Маяк» советские власти подтвердили лишь в июле 1989 года.
В зоне радиационного загрязнения оказалась территория нескольких предприятий комбината «Маяк», военный городок, пожарная часть, колония заключённых и далее территория площадью 23 000 км² с населением 270 000 человек в 217 населённых пунктах трёх областей: Челябинской, Свердловской и Тюменской. Сам Челябинск-40 не пострадал. 90 % радиационных загрязнений выпали на территории химкомбината «Маяк», а остальная часть рассеялась дальше.
От радиационного облучения только в течение первых 10 дней погибли около 200 человек, общее число пострадавших оценивается в 250 тысяч человек, авария была оценена в 6 баллов по международной семибалльной шкале. Для ликвидации последствий аварии привлекались сотни тысяч военнослужащих и гражданских лиц, получивших значительные дозы облучения.
Но трагедия "Маяка" продолжается до сих пор. Через 50 лет после взрыва все еще есть люди, проживающие на радиоактивно-загрязненных территориях, которых государство бросило на произвол судьбы. Комбинат до сих пор сбрасывает радиоактивные отходы в окружающую среду. За все время существования на производстве произошло более 30 аварий, в ходе которых погибли десятки людей. Никто не застрахован от несчастья и сегодня.государство бросило на произвол судьбы. Комбинат до сих пор сбрасывает радиоактивные отходы в окружающую среду. За все время существования на производстве произошло более 30 аварий, в ходе которых погибли десятки людей. Никто не застрахован от несчастья и сегодня.
атомный сентябрь 1957
Вот такая жизнь.