Оригинал взят у
exchinovnik в
Налоговые органы РФ: служба или цирк?Поздравьте меня. Я наконец-то покинул место, где «стоны и скрежет зубов» под названием налоговые органы Российской Федерации, где отработал в отделе анализа и отчетности чуть менее 10 лет. Сначала я хотел написать подробно обо всем, что творится в этой системе, но после 4 листов машинописного текста вступления пришлось отказаться от идеи. Поэтому тезисно о причинах, побудивших людей бежать оттуда без оглядки.
1. Зарплата налоговиков одна из самых низких среди госслужащих. Средняя величина оклада инспектора - около 4 тыс. руб. Остальное - надбавки за выслугу и ранг. Специалист-новичок таким образом получает зарплату 7 тыс.руб. в месяц. Начальник отдела - около 25 т.р. (есть некоторые отличия по отделам разной специализации). В столицах, говорят, существуют доплаты от муниципальных властей.
2. Существующая система материального стимулирования (премии и доплаты), на которые работники собственно и существуют, построена так, что инспекторов могут поставить в условия рабства; в последние годы, как правило, деньги, выделяемые на материальное стимулирование работников, откровенно забираются вышестоящими региональными управлениями под предлогом того, что инспекции «не заслужили» премий. Для этого устраиваются показательные проверки.
3. Система дисциплинарного наказания подразумевает лишение провинившихся денежных выплат на один-два года. То есть зарплата стремится к голому окладу.
4. Количество уволившихся сотрудников инспекций за последние годы в некоторых межрегиональных инспекциях достигала 70% за год. Причем увольняются не только низшие должности, а начальники отделов и даже руководители инспекций.
5. Уровень компетенции сотрудников в связи с огромной текучкой оставляет желать лучшего. На практике, на 10 налоговиков существует одна рабочая лошадка. В связи с этим совершается огромное количество ошибок. Разумеется, на такую зарплату гении устраиваться не спешат.
6. Тем не менее, устроиться в налоговые органы «с улицы» не реально. По-прежнему сотрудники нанимаются по знакомству и по блату. Обычно это крайне некомпетентные и самоуверенные работники. Впрочем, они долго не задерживаются - бегут сами.
7. Правительством РФ реализуется программа сокращения количества чиновников. При этом количество работы не уменьшается. Кроме того министерством одобрена хитрая схема по экономии средств на сокращении работников: с помощью манипуляций по реорганизации налогового органа удается вынудить сотрудников уволиться по собственному желанию. Многие бывшие работники уже судятся с работодателем и есть примеры успешно выигранных судов.
8. Налоговое законодательство абсолютно неэффективно. Как в части налогового контроля, так и в части взыскания. Налогоплательщик, внимательно прочитавший Налоговый и Гражданский кодексы, может никогда не платить налоги. Все меры привлечения к ответственности представляют собой незначительные штрафы. Способы избежания ответственности очевидны и известны любому недобросовестному налогоплательщику. Поправки к законам только усугубляют положение. Вместо прикрытия лазейки в Кодексе, она обвешивается невразумительными инструкциями.
9. Если вы не заплатили налоги и не хотите их платить, то законодательство не препятствует вам банально бросить фирму, и налоговая еще приберет за вами, инициировав банкротство (эта процедура длится около 2 лет, и оплачивается весьма недешево из бюджета). Иными словами честные налогоплательщики оплачивают сокрытие налоговых преступлений нечестных налогоплательщиков из своего кармана.
10. Поправки к Налоговому кодексу принимаются каждый месяц. Само собой эффективности налоговой системе они не добавляют. И наоборот, увеличивают бюрократию и расходование ресурсов.
11. ФНС постоянно издает внутренние инструкции и методические рекомендации для работников. Причем часто эти инструкции противоречат действующему законодательству. Инспектора вынуждены в прямом смысле нарушать закон и права налогоплательщиков, выполняя рекомендации министерства. За нарушение инструкций грозит дисциплинарное, либо заведение дела о коррупции.
12. В налоговых органах широко развита кампания по борьбе с коррупцией. Однако реального эффекта она не имеет и ревностно выполняется уполномоченными отделами для статистики. Например, в нарушения всех прав и свобод, инспектор в случае увольнения из госорганов обязан в течение двух лет спрашивать разрешения об устройстве на любую (!) работу у «комиссии по коррупции», состоящей из руководящих должностей управлений. Также в нарушение закона о защите персональных данных инспектора обязаны сообщать сведения о доходах своих родных без разрешения последних. Данные публикуются в открытом доступе. Вина за отказ супруга или супруги раскрыть (и опубликовать) свои доходы лежит на инспекторе, которому присваивается статус коррупционера. В общем и целом, исполнение закона о противодействии коррупции на местах превратилось в маразм - те, кому есть что скрывать прекрасно обходят этот закон.
13. Существующая отчетность по работе налоговых органов некорректно отражает действительность. Например, увеличение налоговых поступлений в последние годы достигается не выведением доходов из тени или улучшением платежной дисциплины, а за счет списания безнадежной задолженности по указанию министерства и банкротства предприятий с признанием долгов невзыскиваемыми. Недавно была произведена компания по прощению задолженности физических лиц: то есть если вы честно платили налоги, а ваш сосед тупо не открывал дверь приставам, то теперь ему простили все долги возрастом старше 3 лет.
14. Политика в отношении контрольной работы в настоящее время направлена не на поиск реальных нарушителей законодательства, а на организации, которые в состоянии заплатить доначисленные суммы. Иначе говоря, налоговые проверки проводят по работающим предприятиям, потому что с них можно что-то содрать. Если вы украли у государства и вовремя предприняли меры, воспользовавшись дырами в законе, то налоговая не будет с вами возиться - себе дороже.
15. Уровень бюрократии в налоговой службе зашкаливает. Сотрудник инспекции тратит 20% рабочего времени на работу по своим прямым обязанностям и 80% на составление отчетов о проделанной работе. Данные отчеты отправляются в ФНС гигабайтами и никому не нужны. 90% работы в налоговой службе - пустая трата времени и материальных ресурсов. При всем этом сокращается финансирование инспекций по всем пунктам, но работа не упрощается, а наоборот добавляется лишняя, на которую ресурсов зачастую не хватает. Если работник не справляется с возросшими обязанностями ему «шьют» дело о коррупции.
16. Аналогичная ситуация в службе судебных приставов, отделах полиции по налоговым преступлениям и прокуратуре: некомпетентность, отсутствие законодательных рычагов.17. Поступления налогов из некоторых регионов за год бывают меньше чем стоимость дворца президента на Алтае. Иначе говоря, налоговая система в стране вообще не нужна - бюджет страны строится на нефти и на уплате налогов и сборов крупными налогоплательщиками в нефтяных и горнодобывающих отраслях. Если в России внезапно закончится нефть, и бюджет будет строиться только на одних налоговых поступлениях, наступит конец света.
18. Общение с людьми из министерства (федеральной налоговой службы) укрепляет во мнении об их полном незнании ситуации на местах. Проблемы не решаются, в ответ на вопросы звучит окрик «работать лучше». Часто при звонке наверх с просьбой разъяснить спорный вопрос звучит ответ, типа "я тут новенький, вообще не понимаю о чем вы говорите".
19. Коррупция существует на всех уровнях системы. Причем (и особенно) в сговоре с судами и прочими органами власти. Никакие антикоррупционные меры не улучшили ситуацию, несмотря на громкую отчетность о делах, возбуждаемых по всей стране. К примеру, лично попал в статистику рассматриваемых дел о коррупции, когда не смог грамотно задекларировать заболоченный земельный участок, полученный женой в наследство от отца.
20. Несмотря на то, что Кудрина нынче принято жалеть, именно при нем налоговая служба превратилась в ржавый механизм, потребляющий ресурсы, но имеющий очень низкий КПД. Нынешний глава службы - бывший ITшник, которому интереснее издавать приказы по автоматизации документооборота, нежели решать серьезные проблемы в законодательстве.
Это только верхушка айсберга. Обзор навскидку и доступным языком. Ряд проблем просто невозможно кратко описать, да и объяснить затруднительно в силу профессиональных особенностей. Ныне я праздную свое бегство из рабства и советую всем налоговикам сделать это как можно скорее, ибо есть еще оптимисты и рабочие пчелки, которые верят, что завтра некто, представляющий власть в стране узнает, какой бардак там творится и все наладится.
В дальнейшем надеюсь подробно рассказать об отдельных проблемах госслужбы в нашей стране.