Акрополь

Jun 17, 2019 18:06





Акрополь



Самым главным аритектурным сооружением классического периода был ансамбль Афинского Акрополя (акрополь - верхний город). Акрополь располагается на высокой отвесной скале, возвышающейся на 150 метров над уровнем моря, и господствует над городом и его окрестностями. Посвящен Акрополь покровительнице города Афине, богине мудрости.

Строительство Акрополя неразрывно связано с именем Перикла, превратившего его в главный религиозный центр государства. Здесь при Перикле была запроектирована и частично доведена до конца постройка великолепных зданий.

На самом высоком месте, на южной стороне Акрополя воздвигли храм Афины-Девы, Парфенон (parthenos - дева). На западной стороне - небольшой изящный храм постоянной спутницы Афины - богини Ники (Победы). А на северной стороне скалы несколько позднее, уже во время Пелопоннесских войн, - Эрехтейон, храм, объединивший древнейшие культы города и, в том числе, культ легендарного царя Афин Эрехтея.

У входа на Акрополь соорудили великолепное мраморное «преддверие» - Пропилеи - с широкой лестницей и боковыми крыльями.

Большая открытая площадь между тремя основными зданиями украсилась статуями, мраморными досками и надписями.



Связь архитектуры с пейзажем

Греческие архитекторы превосходно умели выбирать места для своих построек так, чтобы они удачно вписывались в окружающую природу. В планировке ансамбля Акрополя этот принцип раскрылся с особой ясностью. Планировка и постройка Акрополя были выполнены по единому продуманному плану в сравнительно короткое время под общим руководством великого скульптора Греции - Фидия, посвятившему этому 16 лет своей жизни. За исключением Эрехтейона, законченного к 406 г. до н. э., все основные сооружения Акрополя были воздвигнуты между 449 и 421 гг. до н. э.

На холме Акрополя, таким образом, разместились основные святилища афинян. Там же помещалась казна Афин. В здании Пропилеи, служившем входом на Акрополь, находились библиотека и картинная галерея (пинакотека). На склоне Акрополя собирался народ на драматические представления, связанные с культом бога земного плодородия Диониса. Крутой и обрывистый, с плоской вершиной, холм Акрополя образовывал своего рода естественный пьедестал для венчающих его зданий.

Весь строй ансамбля Акрополя времен Перикла пронизан благородной красотой, спокойно-торжественным величием, ясным чувством меры и гармонии. В нем можно видеть наглядное осуществление слов Перикла, полных гордости за культуру «сердца Эллады - Афин»: «Мы любим мудрость без изнеженности и красоту без прихотливости».

Полностью смысл планировки Акрополя можно понять, лишь учитывая движение торжественных процессий в дни общественных празднеств.



В праздник Больших Панафиней - день, когда от имени всего города-государства афинские девушки приносили в дар богине Афине вытканный ими пеплос (вид верхней женской одежды), - шествие входило на Акрополь с запада. Дорога вела вверх, к торжественному входу на Акрополь - Пропилеям, построенным архитектором Мнесиклом в 437-432 гг. до н.э. Обращенную к городу дорическую колоннаду Пропилей обрамляли два неравных, но взаимно уравновешенных крыла здания. Одно из них - левое - было больше. Но зато к меньшему примыкал выступ скалы Акрополя - Пиргос, увенчанный маленьким храмом Ники Аптерос, то есть Бескрылой Победы («бескрылой» ее сделали, чтобы она никогда не улетала из Афин).

Этот небольшой по размерам, кристально ясный по форме храм был построен архитектором Калликратом между 449 и 421 гг. до н. э. Расположенный ниже других построек Акрополя, он первый у входа встречал идущую процессию.



Храм Ники Аптерос
Храм отчетливо выступал на фоне неба. Четыре стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придавали зданию ясное, спокойное изящество.

Храм Ники Аптерос Храм отчетливо выступал на фоне неба. Четыре стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придавали зданию ясное, спокойное изящество.

Принцип свободной планировки и равновесия вообще характерен для греческого искусства, в том числе и для архитектурных ансамблей классического периода.



Реконструкция Афинского Акрополя. Картина Лео фон Кленце. 1846 год



В планировке Пропилей, так же как и храма Ники Аптерос, были умело использованы неровности холма Акрополя. Второй, обращенный к Акрополю и также дорический портик Пропилей был расположен выше наружного, так что, проходя сквозь Пропилеи, шествие подымалось все выше, пока не выходило на широкую площадь. Внутреннее пространство прохода Пропилей было оформлено ионическими колоннами.

Таким образом, при строительстве Акрополя все время последовательно проводилось сочетание обоих ордеров.

На центральной площади Акрополя, между Пропилеями, Парфеноном и Эрехтейоном, стояла колоссальная, семиметровой высоты, бронзовая статуя Афины Промахос («Воительницы»), созданная Фидием еще до постройки нового ансамбля Акрополя в середине V в. до н. э. Золоченый кончик копья Афины был виден подплывающим к берегам Аттики морякам.

В основе композиции Акрополя лежит принцип асимметрии, принцип свободной панорамы. Поэтому статую Афины поместили левее главной оси Припилей, а справа разместили знаменитый Парфенон.



Праздничное шествие двигалось вдоль северной колоннады Парфенона к его главному, восточному фасаду. Большое здание Парфенона уравновешивалось стоявшим по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим зданием Эрехтейона. Эрехтейон оттенял монументальную строгость Парфенона своей свободной асимметрией.

Акрополь, Греция, Классический период Греции

Previous post Next post
Up