Пракситель. Афродита Книдская (копия). Ок. 350 г. до н. э.
Пракситель
Афродита Книдская. Копия римского времени с оригинала ок. 350 г. до н.э.
Фрагмент
Пракситель (работал ок. 395-390 гг. до н. э.)
Пракситель прославился нестандартным изображением олимпийских богов и богинь. Он отказался от изображения прямостоящих статуй: его «Отдыхающий сатир», «Аполлон», а также «Гермес с младенцем Дионисом» с ленивой грацией опираются на опоры в позе мечтательного отдыха.
Самая знаменитая статуя Праксителя - «Афродита Книдская» - прообраз многих последующих изображений богини любви. Впервые в истории греческой скульптуры Пракситель представил Афродиту в виде обнаженной женщины.
Герои Праксителя вообще не любят стоять прямо, еще меньше они любят проявлять энергию, двигаться. Они обыкновенно прислоняются, облокачиваются, лениво и мечтательно бездействуют. Чем дальше, тем больше в статуях Праксителя вырабатывается этот вольно ослабленный ритм пассивной позы.
Для всех работ Праксителя характера чувственность и очеловечивание образа богов. Не случайно он одним из первых стал работать с натурщиками. Поздние статуи мастера специально тонировались воском и тонко подцвечивались известным живописцем Никием.
Для античных ценителей искусства Пракситель был, прежде всего, мастером обнаженного женского тела, поэтом Афродиты. Согласно источникам, он пять раз возвращался к теме Афродиты. Две последние Афродиты Праксителя, Косская и Книдская, были самыми прославленными произведениями мастера. Плиний сообщает о них следующий рассказ: «Афродита, из-за которой многие специально путешествовали на Книд, считается самой замечательной статуей не только Праксителя, но и во всем мире. Пракситель сделал две статуи Афродиты на выбор. Одну из них, одетую, предпочли коссцы, как более целомудренную и возвышенную. Другую же, которую коссцы отвергли, приобрели книдяне, и она сделалась безмерно знаменита. Царь Никомед, желая купить у книдян статую Афродиты, предлагал освободить их от всех долгов, которые были огромны, но книдяне отвергли его предложение, предпочтя удержать статую».