СТРОЦЦИ, БЕРНАРДО, прозванный ПРЕТЕ ДЖЕНОВЕЗЕ или КАПУЧЧИНО (1581 Генуя - 1644 Венеция)Аллегория бренности (Старая кокетка). После 1630Холст, масло. 135х109 см.Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Картина представляет собой своеобразный вариант распространенной в XVII веке в Северной Европе темы "суеты сует" (Vanitas), аллегории бренности и мимолетности земной жизни, славы и красоты. В живописи Италии эта тема встречается редко.
По нашему мнению, сама идея создания композиции возникла у художника, либо была подсказана ему заказчиком, именно в Венеции. В XVII веке тема Vanitas привлекала внимание венецианцев. В Венеции выходит в свет ряд литературных произведений, в частности, поэма анонимного автора 1620 года с описанием женщины за туалетом перед зеркалом: «Misera donna hor come puoi mirare/Delle bellezze tue l'altre rovine./ Fuggi fuggi gli specchi, e non curare/ Rendere al volto tuo porpore, e brine» (Бедная женщина, как ты можешь любоваться своей красотой, от которой не осталось и следа. Прочь, прочь зеркала, и не думай о том, чтобы украшать свое лицо румянами и пудрой). Эти строки могли послужить для Строцци своеобразным поводом при создании картины.
Что касается изобразительного решения, то с большой долей уверенности можно утверждать, что образцом генуэзскому мастеру послужило знаменитое полотно Тициана Венера перед зеркалом, которое вместе с картинами, находившимися в доме художника, перешла к его сыну Помпонио, а затем к семье Барбариго, где ее несомненно видел Строцци (в коллекции Барбариго находилось несколько картин генуэзского мастера, что подтверждает тесные связи художника и собирателя). Как и у Тициана, в картине Строцци фигура показана поколенно, хотя ее поворот и положение зеркала несколько изменены. Обращение к данной картине как к образцу не покажется странным, если вспомнить, что в XVII веке изображение Венеры нередко включалось в композиции типа Vanitas, а сюжет Венера перед зеркалом интерпретировался как любование греховной плотью. На тему Vanitas указывают лежащие на туалетном столике предметы (Gavazza in Strozzi 1995, p. 68). Среди них драгоценный серебряный сосуд с ручкой в виде гарпии, который, как отмечал еще Виппер (1922), запечатлен в знаменитой Кухарке (Галерея Палаццо Россо, Генуя) генуэзского периода. Рядом с сосудом - веер, флакон духов, украшения; богатые украшения на самой женщине. Особая роль в картине отводится языку цветов. Изображение розы, повторенное в зеркале, указывает на бренность жизни, увядание физической плоти и красоты. Дополнительный иронический акцент в контекст картины вносит присутствие цветов флер д'оранжа, привычного атрибута невесты.
Происхождение: предположительно в XVII веке приобр. Яном Рейнстом в Венеции; затем в собр. Рейнст в Амстердаме; в конце XIX века в собр. Г.А. Брокар, Москва; с 1900 у его наследников; 1922 из собр. П.К. Жиро пост, в РМ; с 1924 в ГМИИ.
Полное описание смотрите в электронном каталоге "Итальянская живопись VIII-XX веков"