Микены. Кратер Зевса

Dec 26, 2018 21:30





Кратер с изображением выезда на колеснице (так называемый кратер Зевса) из Энкоми. XIII в. до н. э.



Важнейшей особенностью микенской керамики является распространение в ней начиная с XIV в. до н. э. совершенно отсутствовавших ранее изображений людей и животных. Несомненно, большую роль в этом сыграло влияние монументальной живописи.
Возможно, что многие из изображений имеют мифологическое значение, остающееся нам неясным. Подавляющее большинство ваз с изображениями людей и животных найдены вне материковой Греции, в тех периферийных районах Эгейского и Средиземного морей, где начиная с XIV в. до н. э. расселяются микенские колонисты. Многочисленные вазы такого типа найдены на о.Кипр. Из Энкоми происходит один из лучших кратеров с подобной росписью - так называемый «кратер Зевса».



Кратер с изображением выезда на колеснице (так называемый кратер Зевса) из Энкоми. XIII в. до н. э. Фрагмент

Сюжет его росписи явно мифологический: изображена колесница, перед ней стоят обнаженный герой с луком в руках и человек в длинной одежде, держащий весы. Предполагают, что здесь представлен царь богов Зевс, взвешивающий человеческие души или судьбы перед началом решительного сражения. «Кратер Зевса» интересен и в другом отношении - здесь сочетаются старые мотивы с новыми: на обеих сторонах тулова изображены чрезвычайно стилизованные осьминоги.

Но обычно росписи подобных ваз ограничиваются сценами выезда героев на колесницах или излюбленными фигурами быков, в популярности которых следует видеть отзвуки критского культа священных быков. Эти изображения отличаются примитивностью и схематизмом рисунка. Человеческие тела скрыты под трубообразной одеждой, орнаментированной точками или крестиками. Аналогичным образом украшаются тела животных. При всей схематичности эти вазы настолько индивидуальны, что можно выделить сосуды, расписанные одним мастером; так, например, на вазах «мастера протом» изображены передние части фигур быков, обильно украшенные крестиками.

Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. М.: Искусство, 1972.

Крито-микенская культура, Микенская культура

Previous post Next post
Up