Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
Золотая осень [1895]
Холст, масло. 82x126 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Левитан прожил всего сорок лет. Он был порывисто-неуравновешенным человеком, легкоранимым, подверженным приступам тоски, доводившим его до попыток самоубийства. Вместе с тем он умел радоватьсяи наслаждаться жизнью. Контрастность его душевных состояний сказывалась на выборе и трактовке состояний природы: он показал русскую природу в широком диапазоне, от сумрачного минора до ясной праздничности.
Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
Март. 1895
Холст, масло. 60 × 75 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Воля к радости вспыхнула у него особенно в последние годы, когда он был болен тяжело и неизлечимо. В дневнике Чехова есть лаконичная запись, помеченная декабрем 1896 года: "У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни". В эти годы, нося на груди глину, Левитан написал самые мажорные свои вещи - "Март",
"Озеро в солнечный день", "Золотую осень". И уже в год смерти, совпавший с последним годом века, - "Летний вечер".
Небольшая по размеру и очень простая по мотиву (дорожка, околица и лес на горизонте), эта картина написана с замечательной живописной свободой, широкими мазками, построена на отношениях немногих тонов, холодных и теплых. Но, как всегда, технику у Левитана не замечаешь. Вы чувствуете себя мирным путником, идущим из тени навстречу закатному свету через позолоченные им ворота околицы.
Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004