Христос в терновом венце.
Деревянная статуя. XVII в.
Переславль-Залесский,
Историко-художественный музей.
(Jesus en couronne d'epines. Statue en bois. XVIIe s.
Musee d'histoire et des beaux-arts de Pereslavl-Zalesski.)
Фигура Христа в терновом венце в Переславльском музее - это превосходный памятник русской народной скульптуры. Самый тип изображения горюющего Христа возник в поздней готике на Западе, оттуда проник и в Россию (Е. Panovsky, „Imago Pietatis". Ein Beitrag zur Typengeschichte des „Schmerzensmanns" und der „Maria Mediatrix". - „Festschrift fUr M. Friedlander", 1928, S. 261.). Но русский художник XVII века перетолковал этот тип в духе романского стиля. Разумеется, подобные стилевые обозначения очень условны. Они только в самых общих чертах определяют своеобразие этого искусства.
Христос в терновом венце.
Деревянная статуя. XVII в.
Переславль-Залесский,
Историко-художественный музей.
(Jesus en couronne d'epines. Statue en bois. XVIIe s.
Musee d'histoire et des beaux-arts de Pereslavl-Zalesski.)
Характернейшая особенность переславльского Христа - простота и выразительность мотива. Пригорюнившаяся обнаженная фигура кажется вырезанной из одного куска дерева. Преобладают большие формы, ясность их отношений. В статуе нет ничего взывающего к состраданию, почти никакой мимики, ничего показного, нарочито экспрессивного. Голова покоится на руке, рука опирается на бедро. Это не столько страдающий Христос, сколько Христос-мыслитель (подобные фигуры мыслителей из терракоты встречаются и в раннемексиканском искусстве). Тема страдания выражена чисто скульптурными средствами: схематически переданными ребрами. Желобки ребер сливаются со складками ткани и кудрями волос, почти превращаются в орнамент. Орнаментальность форм „снимает" все сентиментальное, фигура должна вызывать не столько сострадание, сколько почтение. Тема страдания, обнажения, истощения, умерщвления плоти переведена на язык скульптурных форм, этим создается впечатление большой мощи. Язык скульптуры, как в русской иконописи эпохи расцвета, лаконичен, выразителен.
Рядом с русским народным Христом немецкий страдающий Христос натуралистичен и академичен. Там изображен страдающий человек, в русской скульптуре раскрывается самая сущность человеческого страдания. Благодаря этому народная статуя, хотя не велика по размерам, но монументальна. Она может выдержать соседство с любым зданием, как скульптура Древнего Египта. Фигура настолько замкнута, так ясно построена, что всегда сохраняет свое величие.
Алпатов М.В. ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ИСКУССТВА. ТОМ 2. 1967