Василий Григорьевич Перов (1834-1882),
Охотники на привале. 1871
Холст, масло. 119 × 183 см
Третьяковская галерея, Москва
Из статьи В. В. Стасова (1824-1906), известного русского музыкального и художественного критика, о картине:
"Перов ни в одной картине своей не возвышался прежде до такой гоголевской силы, правды и юмора. Мы считаем, что его «Привал охотников» - высшая из всех картин, до сих пор им написанных, как и по размерам своим это самая большая между ними.
Василий Григорьевич Перов (1834-1882),
Охотники на привале. 1871. Фрагмент
...этот враль-охотник, рассказывающий с азартом, с искренним одушевлением, растопырив пальцы и вытаращив глаза, какие-то чудные свои похождения, неслыханные и невиданные небывальщины,
Василий Григорьевич Перов (1834-1882),
Охотники на привале. 1871. Фрагмент
...хохочущий про себя, почесывающий ухо крестьянин-охотник, только что не говорящий: «Ах, батюшки! что только этот человек городит!»
Василий Григорьевич Перов (1834-1882),
Охотники на привале. 1871. Фрагмент
- и маменькин золотушный сынок, в охотничьем дубленом тулупчике, с истасканным уже лицом, и от внимания забывший поднести огонь спичечницы, чтоб зажечь себе папироску,- все это до того верно и правдиво, что картина перестает быть картиной.
Василий Григорьевич Перов (1834-1882),
Охотники на привале. 1871. Фрагмент
Будто из окна видишь этих трех человек, совершенно разнокалиберных, но проводящих дружеские дни вместе, эту осеннюю поляну, на которой желтые копны скошенной соломы торчат словно небритая громадная борода.
Василий Григорьевич Перов (1834-1882),
Охотники на привале. 1871. Фрагмент
И тут-то уселась и улеглась компания, среди разбросанных ружей и патронташей, помятого рожка, нюхающей в стороне собаки, початых съестных припасов.
Василий Григорьевич Перов (1834-1882),
Охотники на привале. 1871. Фрагмент
Рожа хохочущего мужика, немножко подмигивающего и скалящего белые зубы, вырезывается по самой средине картины из-под смятого и дырявого гречневика, сдвинувшегося у него на лбу в сторону.
Василий Григорьевич Перов (1834-1882),
Охотники на привале. 1871. Фрагмент
Василий Григорьевич Перов (1834-1882),
Охотники на привале. 1871
Холст, масло. 119 × 183 см
Третьяковская галерея, Москва
Ровню этой картине по художественной работе вы найдете в испанских галереях между картинами, например, Веласкеса или Мурильо (особливо первого), но, при всей натуральности и самой простой правде, вы не найдете в них того юмора, который мог бы там быть при их направлении и задачах: ведь Сервантес был такой же предшественник испанских реальных живописцев, как Гоголь - наших."
В. В. Стасов. "Избранные статьи о русской живописи". 1968