Нуайонский собор,
Франция, 1145
Рассмотрение собора в Нуайоне во Франции (начало строительных работ - середина XII в) дает возможность проследить начальные этапы развития готической архитектуры. Оставаясь базиликой*, собор тем не менее уже изменился. Незыблемость романской стены в нем отсутствует.
Вид на собор и библиотеку в Нуайоне.
Множество окон в наружных стенах, пропускающих свет внутрь, и, особенно, большие высокие окна вверху среднего нефа**, а также появившаяся галерея над боковым нефом, довольно изящная, по сравнению с романской, аркада бокового нефа, - все говорит о полном разложении стены, о потере ее естественного предназначения. Горизонтальные элементы романского храма, имеющие своей целью привести взгляд к алтарю, еще имеют место в новом порядке. Однако устой с его вертикальностью начинает превалировать в этом бывшем царстве горизонтальных деталей, устремленных к абсиде.
Нуайонский собор,
Франция, 1145
Вертикальная устремленность устоев станет характерной чертой нового стиля. Главную роль в этом процессе сыграют нервюры. Их применение в крестовом своде после сводов ребрами в качестве каркаса конструкции является первым самым ярким признаком нарождающегося готического стиля в ранних французских базиликах.
Нуайонский собор,
Франция, 1145
Стрельчатая арка занимает главенствующее положение, как в интерьере, так и снаружи постройки. Меняется отношение к расположению входа в здание. Если в романском храме он находится на длинной боковой стене, то теперь, в готическом, его невозможно расположить сбоку, т. к. мешают контрфорсы, выстроившиеся вдоль боковых стен собора.
План Нуайонского собора
Вход находит свое место на торцовой стене здания. Боковая стена, потеряв главенствующее значение, передает его узкой торцевой стене. Вход обрамлен двумя значимыми башнями, которые тесно с ним связаны, так же как и со всем зданием. Стремление башен вверх сдерживается, тем не менее, мощными горизонтальными карнизами и скульптурным фризом. Это не позволяет потерять ощущение стенной плоскости. Допускается лишь некоторое ее облегчение окнами или верхним аркатурным прозрачным фризом. Этой же цели следует размещение в центре фасада окна‑розы с витражным остеклением.
Нуайонский собор,
Франция, 1145
интерьер
Нуайонский собор,
Франция, 1145
интерьер
Т.Р.Забалуева. История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке, 2013
***
*Базилика (греч. βασιλική - «дом базилевса, царский дом») - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
**Неф или корабль (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.