Матвеев Александр Терентьевич (1878-1960)
Октябрь. 1927
Ленинград, 1968 г.
Скульптурная группа «Октябрь» выполнена скульптором А. Т. Матвеевым по заказу Совета Народных Комиссаров для московской юбилейной выставки художественных произведений «10 лет Октября». Сразу перевести группу в бронзу не удалось. После закрытия выставки гипсовая скульптура долго находилась под открытым небом. Со временем гипс начал разрушаться.
Матвеев Александр Терентьевич (1878-1960)
Октябрь. Бронза. 1927.
Ленинград, 1968 г.
В 1934 г. скульптура поступила в Государственный Русский музей. С этого гипсового оригинала и была выполнена бронзовая отливка группы «Октябрь» для установки перед зданием Большого концертного зала, сооруженного к 50-летней годовщине Октябрьской революции.
Высота скульптуры - 2 м, высота постамента - 1,1 м.
Материалы: бронза - скульптурная группа; гранит серый, кованый - постамент.
Матвеев Александр Терентьевич (1878-1960)
Октябрь. 1927
Ленинград, 1968 г.
****
Многие наши художники кистью, карандашом или резцом увековечили героическую борьбу советского народа. Начиная с первых лет революции, мы с волнением следили за тем, как в наше искусство входили образы советских людей, их жарких битв и трудовых будней. Рядом своих работ, и прежде всего группой „Октябрь" (1927), Матвеев участвовал в решении подобных задач. В этой группе Матвеев выступает не только как мастер, но и как патриот.
Матвеев Александр Терентьевич (1878-1960)
Октябрь. 1927
Ленинград, 1968 г.
Католические монахи требовали прикрыть наготу титанов Микеланджело, Мартосу приходилось оправдываться перед начальством за то, что его апостолы обнажены. В настоящее время нагота воинов Матвеева не вызывает сомнений. Матвеев решает в своей группе большую тему: Октябрь не только освободил человечество от векового рабства, он раскрыл в человеке самое высокое - человека. В группе „Октябрь" в обнаженных телах трех людей эта отлитая в бронзу идея звучит как аксиома.
Главное призвание Матвеева заключалось не в том, чтобы показать самую борьбу или отдельные ее эпизоды. Он стремился изваять то, ради чего эта борьба велась. Не трудный путь к высокой благородной цели, а саму цель, куда этот трудный путь ведет.
Алпатов М.В. ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ИСКУССТВА. ТОМ 2. 1967