Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902)
Иван Грозный, 1875,
Мрамор.
Государственная Третьяковская галерея. Москва
Зачисленный в Академию художеств после долгих проволочек и только в качестве вольнослушателя, М. М. Антокольский заставил о себе заговорить Петербург уже дипломной работой «Иван Грозный» (бронза, 1871, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская галерея).
Своим первым самостоятельным творением он показал, что выбирает для себя в качестве области приложения таланта исторический портрет, трактуемый с позиции реализма. Интерес же, проявленный ваятелем к личности Ивана IV, был характерен для данного периода. Можно в качестве примера привести, кроме упоминавшегося выше произведения В. Г. Шварца, исторические драмы Л. А. Мея «Царская невеста» и «Псковитянка», роман «Князь Серебряный», пьесу «Смерть Ивана Грозного» А. К. Толстого, опубликованные в годы, предшествовавшие появлению композиции Антокольского.
Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902)
Иван Грозный, 1871, Бронза
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Антокольский изображает Грозного сидящим в тронном кресле. Но спокойный ритм линий трона резко нарушается вертикалью вбитого рядом в пол посоха царя и наклонным положением его фигуры, смещенной влево от центральной оси построения. Островерхое завершение монашеской шапочки на голове Грозного вносит дополнительный элемент остроты в силуэт статуи.
Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902)
Иван Грозный, 1875, Мрамор.
Государственная Третьяковская галерея. Москва
Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902)
Иван Грозный, 1871, Бронза
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фрагмент
Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902)
Иван Грозный, 1871, Бронза
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фрагмент
Царь показан в «смиренном» платье - подряснике, в минуту «покаяния». На его коленях лежит раскрытый Псалтырь. Опустив голову, правитель погрузился в тяжелые размышления, и вдруг в нем вспыхнуло резкое возражение: губы искривила гневная гримаса, правая рука впилась в подлокотник трона.
Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902)
Иван Грозный, 1875, Мрамор.
Государственная Третьяковская галерея. Москва
Фрагмент
Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902)
Иван Грозный, 1875, Мрамор.
Государственная Третьяковская галерея. Москва
Фрагмент
Он словно приготовился вскочить и с кем-то страстно заспорить, доказывая свою правоту, - но с кем? Ведь рядом нет никого. И это вызывает в фигуре обратное движение - Грозный словно вжимает себя в кресло. (Этот момент композиционно подчеркивается брошенной на сиденье шубой, ниспадающей тяжелыми складками к подножию трона.)
Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902)
Иван Грозный, 1875, Мрамор.
Государственная Третьяковская галерея. Москва
Поиски объективной исторической правды, внутренняя социально-психологическая насыщенность образа Ивана Грозного - все это было необычным для академической скульптуры. Не случайно Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства» рассказывает, как кто-то из академических авторитетов, знакомясь со статуей в процессе создания, посоветовал Антокольскому возможно «меньше задрапировывать» ее, и в ответ на то, что автор следовал жизненной правде, маститый советчик указал, что скульптуре надлежит прославлять прежде всего идеальность форм обнаженного тела.
Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902)
Иван Грозный, 1875, Мрамор.
Государственная Третьяковская галерея. Москва
Фрагмент
Однако Совет Академии художеств не только присудил Антокольскому звание художника, но и вопреки принятым правилам произвел его в академики. Почести Академии, оказанные мастеру за «Ивана Грозного», объясняются, с одной стороны, общественным мнением, немедля оцепившим статую как шедевр национального искусства; с другой - тем, что как раз в это время в Петербурге с большим успехом проходила I передвижная выставка, а следовательно, надо было продемонстрировать достижения и академической школы.
И.И.Пикулев. Русское изобразительное искусство. 1977