Архип Иванович Куинджи (1841-1910)
Берёзовая роща. 1879
Холст, масло. 97 × 181 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Своеобразным путем шел интереснейший художник-самородок А. И. Куинджи. Его картины, из тех, что наиболее известны, давали "полную иллюзию" - вплоть до того, что при виде
"Лунной ночи на Днепре" (написанной в 1880 г.) некоторые зрители пытались заглянуть за полотно - нет ли там искусственной подсветки. Но Куинджи достигал иллюзии не детальностью письма, а, напротив, обобщенностью и декоративным упрощением живописных средств. В своих эпически панорамных широких ландшафтах он сопоставлял большие цветовые поверхности, добивался их оптического взаимодействия и получал удивительные эффекты почти люминесцентного свечения цвета на фоне другого, близкого ему, но более темного по тону.
Его "Березовая роща" написана дерзко элементарно, чуть ли не "плакатно", в ней нет живописных нюансов, а между тем она напоена жаром летнего солнца. Если бы оригинальность Куинджи сводилась только к иллюзорности освещения и стереоскопичности пространства, то, возможно, его произведения не имели бы большого художественного значения, оставшись в области оптических "фокусов" (на что и намекали иногда его недоброжелатели). Но это не так: Куинджи глубоко чувствовал величавую поэзию природы в ее романтических аспектах - поэзию лунных ночей, пламенеющих закатов, таинственных сумерек, жаркого летнего дня...
Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004