Федор Степанович Рокотов (1735 - 1808)
Портрет Александры Петровны Струйской
1772, холст, масло, 59,8х47,5cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва
... пользоваться антуражем, атрибутами, аллегориями, превращая, портрет в картину - всего этого не умел Рокотов (но кто-то хорошо сказал: "Благо художнику, который "не умеет"!). Парадные портреты, когда он пробовал их писать, удавались ему плохо. Он писал "однообразно" - не прием выбирал по сюжету, а, скорее, сюжеты (то есть лица) выбирал, подходившие к своему постоянному и любимому "приему". Он любил писать погрудные портреты, часто заключенные в овал. Лица таинственно и мягко выплывают из сумеречного фона, глаза прищуренные, с узким разрезом, тень улыбки прячется в уголках губ. Подмалевок жаркого красного тона просвечивает сквозь наложенные сверху воздушные, дымчатые, мерцающие лессировки.
Федор Степанович Рокотов (1735 - 1808)
Портрет В. Е. Новосильцевой.
1780-е. Холст, масло. 70,5 х 59 см
Рокотов решал каждый портрет в тональной гамме сближенных оттенков: портрет Новосильцевой - серебристо-холодный, бледно-голубой с белым; портрет молодой неизвестной дамы - весь розовый; портрет Струйской соткан из пепельных полутонов. С поразительным артистизмом Рокотов передавал рокайльные сочетания серовато-розового с бледно-зеленым (в портретах Санти, Суровцевой), облачную дымку напудренных волос, прозрачность кремовых кружев.
Федор Степанович Рокотов (1735 - 1808)
Портрет графини Е. В. Санти
1785, Третьяковская галерея
Кружева он никогда не выписывал тщательно, а набрасывал летучими прерывистыми мазками, схватывая кистью как бы душу кружева - легкую и капризную. Черты лиц на его портретах чуть тают, чуть расплываются и иногда кажутся полустертыми. Рокотовские загадочные глаза, узкие глаза без блеска, смотрят на нас, словно из глубины зеркал - старинных потускневших зеркал, висящих в полутемных залах, смотрят из далекого прошлого, благосклонно, насмешливо и печально.
Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004
Николай Заболоцкий
"ПОРТРЕТ"
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Федор Степанович Рокотов (1735 - 1808)
Портрет Александры Петровны Струйской
1772, холст, масло, 59,8х47,5cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фрагмент