Рафаэль Санти (1483-1520)
Мадонна Конестабиле. 1502-04
Холст (переведена с дерева), темпера. 17,5 × 18 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Мадонну Конестабиле" Рафаэль написал в юности, и это действительно юное произведение - по редкостной чистоте, целомудренности настроения, по священнодейственной старательности работы, - но его никак нельзя назвать незрелым. Деликатная, тончайшая техника почти миниатюрной живописи, композиция, рисунок достойны гениального художника. Композиция вписана в круг, вернее, в полусферу, так как Рафаэль строит композицию не только закругляющимися очертаниями, но и круглящимися объемами. Круглый формат "тондо"* он и впоследствии особенно любил и часто к нему обращался. Обратим внимание на певучий мягкий абрис склоненной головы, плеч и рук мадонны. Рафаэль не ищет, как Боттичелли, изысканной трепетности линий и форм, - напротив, он преодолевает, обобщает прихотливую дробность форм натуры и приводит их к спокойному, величавому единству. У его мадонн всегда гладкие волосы, чистый овал лица, чистый девственный лоб, ниспадающее покрывало охватывает фигуру сверху донизу единым плавным контуром.
Рафаэль Санти (1483-1520)
Мадонна Конестабиле. 1502-04
Холст (переведена с дерева), темпера. 17,5 × 18 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фрагмент
Так и в "Мадонне Конестабиле". Вставленное в широкую золоченую раму, богато украшенную рельефными арабесками, маленькое тондо Рафаэля на этом фоне не только не теряется, но выступает во всем своем благородстве, как нежный чуть выпуклый опал на драгоценном перстне. Молодая мать и ее дитя бесконечно трогательны, но слишком простодушны. В них еще нет покоряющей глубины
"Сикстинской мадонны", созданной художником через пятнадцать лет.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 3 томах. Том 1. 1985
*То́ндо - круглая по форме картина или барельеф (сокращение от итал. rotondo - круглый).