Поль Сезанн (1839-1906)
Пьеро и Арлекин. 1888-1890
фр. Pierrot et Arlequin
Холст, масло. 102 × 81 см
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Герои полотна «Пьеро и Арлекин» - маски масленичного карнавала и итальянской комедии дель арте, а идея картины - сопоставление жизни активной и созерцательной; человека темпераментного и удачливого со слабовольным и неудачливым. Сезанн раскрывает оба характера через пластику фигур героев. Арлекин наделен упругой походкой, подчеркнутой подвижностью ромбовидного орнамента трико, обтягивающего его гибкое тело. Поза Пьеро, напротив, расслаблена, его белый балахон напоминает скорее хрупкий фарфор, чем мягкую ткань. Моделями для картины послужили Поль Сезанн, сын художника (в костюме Арлекина), и его друг Луи Гийом (Пьеро).
Морозова О.В. Шедевры европейских художников. 2014
В работе, сюжет которой связан с гуляньями на Масленицу, нет и намека на праздник, а фигуры и выражения лиц позирующих больше соответствуют образам марионеток. Окружающая обстановка - сцена, пышный занавес, яркие костюмы, подходят для театра или студии, причем, веселым представление не выглядит. Персонажи только собираются принять участие в театрализованном действе, посвященном Масленице.