Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927)
Московский дворик. 1878
Холст, масло. 64,5 × 80,1 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Влияние Поленова велико - и искусства его и обаяния его личности: до конца своей долгой жизни он, первым получивший при Советской власти звание народного художника, притягивал к себе как магнитом молодых.
В.Г.Поленов родился в том же 1844 году, что и Репин, вместе с Репиным и К.Савицким ездил за границу после окончания Академии художеств (одновременно он кончил и Петербургский университет); творческая его биография началась еще в 60-е годы и была связана с Товариществом передвижных выставок. Долгое время старшие передвижники не очень верили в Поленова: он казался им не слишком серьезным и питающим злополучную склонность к салонному неоакадемизму. Солнечный "Московский дворик", выставленный в 1878 году, всем безотчетно понравился, однако не все заметили, что его световоздушность, пленэрная свежесть - новое слово в русской живописи. В "Московском дворике" Поленова солнце приглушает яркость цвета, предметы в свете купаются, очертания скрадываются, тени прозрачны - это и делает уцелевший в Москве полудеревенский закоулочек прекрасным, как воспоминание детства.
Поленов, кажется, сам не отдавал себе отчета в ценности своей "картинки"; посылая ее на выставку, он писал Крамскому: "К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным...".