Гудон Жан Антуан (1741-1828)
Сидящий Вольтер. 1779 и 1795 гг
Санкт-Петербург, Эрмитаж
Гудон Жан Антуан (1741-1828) - знаменитый французский скульптор, выдающийся мастер психологического портрета.
Гудон Жан Антуан (1741-1828)
Портрет Вольтера в кресле
терракота, 1781,
Музей Фабре, Монпелье
Гудон в первую очередь - портретист. Из его рук выходит целая серия портретов современников, портретов в полном, новом значении зтого слова. В них не только достигнуто сходство, в них выражена индивидуальность портретируемого и найдены типические черты человека его склада и его общественного положения - вельможи, ученые, философы, простодушные девушки и смышленые дети проходят перед нами в длинной цепи образов, созданных Гудоном. Увенчивается зта галерея знаменитой статуей Вольтера, которая существует в двух вариантах - в фойе театра Французской комедии в Париже и в Эрмитаже.
Гудон Жан Антуан (1741-1828)
Сидящий Вольтер. 1779 и 1795 гг
Санкт-Петербург, Эрмитаж
Гудон Жан Антуан (1741-1828)
Сидящий Вольтер. 1779 и 1795 гг
Санкт-Петербург, Эрмитаж
Гудон Жан Антуан (1741-1828)
Сидящий Вольтер. 1779 и 1795 гг
Санкт-Петербург, Эрмитаж
Гудон Жан Антуан (1741-1828)
Сидящий Вольтер. 1779 и 1795 гг
Фрагмент
Гудон Жан Антуан (1741-1828)
Сидящий Вольтер. 1779 и 1795 гг
Фрагмент
Гудон Жан Антуан (1741-1828)
Сидящий Вольтер. 1779 и 1795 гг
Фрагмент
Гудон настойчиво ищет правды; он, по самой своей сущности, в силу основных своих стремлений наблюдатель, реалист, поборник истины, умеющий видеть и способный оценить того человека, чей образ он призван создать.
Вольтер позировал Гудону незадолго до смерти; усталость, старческая немощь сквозят в очертаниях сгорбившейся фигуры, в худобе осунувшегося лица. И в то же время в повороте тела, в движении рук чувствуется напряжение, упругость. Острый глаз скульптора уловил ум, проницательность во взгляде, саркастическую усмешку, тронувшую губы старика. Создавая портретные изображения, Гудон постоянно прибегает к энергичной моделировке форм, вызывающей контрастную игру светотени на поверхности мрамора. Глаза он, сверх того, прорабатывает пластически, делая углубление, чтобы передать черноту зрачка, а блик на влажной поверхности глаза обозначает ярко белеющим кубиком мрамора. Чувственно-конкретный, ярко индивидуализированный образ воплощает Гудон в своем произведении.
Гудон Жан Антуан (1741-1828
Вольтер (в парике) (1778, Париж, Лувр)
Фрагмент
Гудон Жан Антуан (1741-1828)
Вольтер (с непокрытой головой) 1778,
Вашингтон, Национальная галерея искусства
Лившиц Н.А. Французское искусство XV - XVIII веков. Очерки. 1967
О статуе Вольтера, выполненной Гудоном, Роден сказал: «Какая чудесная вещь! Это же подлинная насмешка! Слегка косящие глаза словно подстерегают противника. Острый, как у лисицы, нос просверливает вас насквозь, выискивая повсюду злоупотребления, - какой шедевр! С обеих сторон иронические складки. Вот-вот из него вырвется какой-нибудь сарказм. А глаза! Они все время мне вспоминаются. Они прозрачны. Они светятся».
Вольтер: титан, сломивший эпоху Франсуа-Мари Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер, - бесспорно, одна из величайших и влиятельнейших фигур в истории 18-го века.
Подробности:
https://regnum.ru/news/society/2344503.html