Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже

May 11, 2018 08:14





Клод Моне (1840-1926)
«Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г.
Carnaval Boulevard des Capucines, 1873
холст, масло. 61 x 80 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина,
Москва



С наибольшей последовательностью принципы импрессионизма* были разработаны в творчестве Клода Моне (1840-1926).

Клод Моне стремится схватить и передать непосредственное впечатление, производимое на него картинами действительности, находит новые мотивы городского пейзажа, особое внимание уделяет изображению пространства, освещения и воздушной среды. В одной из своих программных картин, «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873, Москва, ГМИИ), он запечатлевает вид шумной улицы Парижа с как бы текущей толпой людей и потоком движущихся экипажей, влажность воздуха и далеко уходящий простор бульваров, видных сквозь голые ветви платанов. Он выбирает точку зрения сверху, с одного из балконов дома, край которого включает в композицию. Неожиданность среза фигур на балконе подчеркивает фрагментарность решения, случайность точки зрения, в действительности точно продуманной и найденной художником.



Клод Моне (1840-1926) «Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г. Фрагмент

В дальнейшем погоня за передачей неуловимых, изменчивых состояний природы приводит Моне к работе над серией картин, написанных по одному и тому же мотиву природы в разное время дня.



Клод Моне (1840-1926)
Бульвар Капуцинок. 1873 г.
Музей искусств Нельсона и Аткинс

Так возникают такие серии, как «Руанский собор» (1893-1895, две в Москве, ГМИИ), которые создает художник, увлеченный стремлением схватить состояние атмосферы, освещения одного и того же мотива пейзажа в различное время суток.



Клод Моне (1840-1926)
Собор в Руане в солнце 1894,
Музей Орсе, Париж, Франция.



Клод Моне (1840-1926)
Руанский собор, Восточный фасад в солнце (1892),
Национальная галерея искусства, Вашингтон.



Клод Моне (1840-1926)
Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода (1892),
Музей Орсе, Париж.



Клод Моне (1840-1926)
Руанский собор, фасад (эффект утра), (1892-1894),
Музей Фолькванг, Эссен, Германия.



Клод Моне (1840-1926)
Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода. (1894),
Музей изящных искусств, Руан.

Так свет становится истинным героем картины, вытесняя реальные предметы.

Ю. Колпинский. Искусство Франции от Парижской коммуны до 1890-х годов

*Импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды - impression, впечатление прежде всего от современного города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью. Это впечатление они стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды. Для этого они разложили цвет на весь спектр, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза, сливающего на определенном расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ. Они хотели быть максимально приближенными к тому, как тот или иной предмет видит человек в натуре на пленэре... Вот почему один из критиков некогда и сказал, что «импрессионизм в искусстве то же, что натурализм в литературе».

Моне, Импрессионизм

Previous post Next post
Up