Никто не спит

Dec 09, 2014 07:40


Есть такое понятие «кидалт», (может не совсем на слуху, но все же) это люди, которые любят читать литературу, предназначенную для подростков. Ярким примером является книга Дж. Роулинг «Гарри Поттер». Книга, рассчитанная на читателя-подростка, пользуется дикой популярностью и среди взрослых. Но это рецензия не на такую растиражированную книгу, я вам открою книгу шведской писательницы Катарины Киери «Никто не спит» - по истине прекрасному произведению о первой любви, одиночестве, замкнутости и в способности начать жить заново.



К. Киери родилась в 1965 году на севере Швеции. Педагог по образованию, она проработала более 10 лет по специальности. С 2000 г. вплотную занялась литературой. Начала свою писательскую деятельность со стихов. Ее первая книга для подростков - «Совсем не Аполлон»,  была в 2002 году номинирована на самую престижную премию в Швеции им. Августа Стриндберга.
Книга «Никто не спит» раскрывает тему потери близкого человека. Главному герою книги - Элиасу предстоит найти в себе силы, чтобы справится с этим горем, а помогут ему в этом совершенно незнакомые люди, которые, конечно, станут родными. Примечательно, что в книге используется такой элемент дневниковых записей как письма (Элиас пишет письма своей матери).
Впервые книга была опубликована в Швеции издательством «Rabén & Sjögren» в 2004 году. Произведение получило премию им. Августа Стриндберга.

В 2012 году книга вышла на русском языке в издательстве «КомпасГид». Если дословно переводить название книги «Dansar Elias? Nej!», то оно будет звучать как «Элиас танцует? - Нет!», изначально «КомпасГид» хотели выпустить книгу под таким названием, но посчитав, что оно носит негативную окраску, ведь в итоге мальчик справляется с выпавшими на его долю трудностями и «начинает танцевать», роман получил название «Никто не спит».
Оба заглавия - это цитаты из произведения, а точнее название песен.

«Элиас танцует? - Нет!» - главному герою школьный учитель предлагает сыграть на саксофоне старую песню «Shame, shame, shame». В этой песне есть строчки «Позор тебе, если ты не танцуешь!». Танцы здесь метафора жизни. Герой рассуждает: «Элиас танцует? Нет! Позор! Мне должно быть стыдно?» Это песня - спасение, высвобождение чувств, благодаря этой песне Элиас начинает находить общий язык с отцом. Это песня - первый шаг к «выздоровлению»: «Отец вдруг начинает пританцовывать, так неожиданно, что у меня перехватывает дыхание. "…" Это что-то невиданное, какое-то безумие. Голос у него не лучше, чем у той певицы. "…" Я делаю вдох, выдох, и откуда-то из самого нутра поднимается смех, который я не могу сдержать - просто не получается».

Схожею смысловую нагрузку несет заглавие «Никто не спит» - это еще одна ключевая песня в романе. Элиас впервые слышит ее у соседки, которая попросила его помочь установить музыкальный центр: «Музыка набирает мощь, становится будто плотнее, а голос, оперный голос Юсси Бьорлингa, крепко и больно схватывает восходящую мелодию - кажется, знакомую - и устремляется вперед с такой силой, что я чуть ли не начинаю подпевать. Юсси Бьорлинг проносит мотив через всю комнату, устремляя прямо в мою грудную клетку, и запускает мелодию вверх с такой силой, что кресло, кажется, вот-вот взлетит на воздух. Но в то же время меня вдавило в сиденье. Сердце колотится, что-то рвется вверх, в горло, из грудной клетки. Я глубоко вдыхаю, загоняя это что-то обратно, - боюсь, что иначе заплачу или закричу».
И слова сказанные соседкой: «Наверное, только человек, который всю жизнь тосковал по матери, может так петь», заставляет нас провести аналогию с Элиасом, с его потерей. Позже он рассуждает: «”Nessun dorma”. Никто не спит. Так ли это? Правда ли, что даже те, кого никто и никогда не сможет разбудить, не спят?» Он пишет об этом в письме к маме: «Правда ли, что никто не спит? Правда, что ты тоже не спишь? Ворочаешься с боку на бок, не можешь успокоиться? Это правда?»
 «Никто не спит» имеет большую привязку к матери главного героя. Поэтому выбор этого название более глубокое и выражает сущность душевных мук мальчика.
Обе песни вызывают сильный эмоциональный всплеск у героя, что помогает ему не окончательно замкнуться в себе.



Книга будет интересна кидалтам, в ней описывается всеми знакомая тема одиночества, замкнутости, недоверия к людям, к тому же у К. Киери потрясающий язык, который не оставит равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Это потрясающая размеренность текста, плавное повествование, яркие описания, правдоподобные персонажи. Чего только стоят описания того, как главный герой слушает музыку. Это прививает любовь к хорошей музыке, открывает тебе неизвестных до этого классиков. Приятная книга. После нее остается приятное послевкусие, так легко на душе и хочется... «танцевать»!
А ты «танцуешь»?

кидалт, кидалты, КомпасГид, книга, Никто не спит, рецензия, Катарина_Киери, katarina kieri, nessun dorma, что почитать

Previous post Next post
Up