РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийского родительского форума "Защита и поддержка семьи "

Feb 20, 2014 10:24


Участники Форума - представители всероссийских, межрегиональных и региональных общественных организаций, ознакомившись с Рекомендациями комитета ООН по правам ребенка на доклад РФ о положении детей, вынесенные в январе 2014 года, возмущены попытками вмешательства международных структур во внутренние дела нашего государства, в частности, в его семейную политику.

Считаем недопустимым навязывание России так называемой системы ювенальной юстиции: ювенальных судов и ювенальных технологий работы с семьей, основанных на западно-европейских подходах.

Семья является самостоятельной ячейкой нашего общества, разрушение которой ведет к разрушению всего государства.

Мы категорически неприемлем требование Комитета ООН заменить применяемый в России принцип обеспечения законных интересов ребенка на обеспечение «наилучших» интересов ребенка, причем не только ювенальными судами, но и всеми другими организациями, в том числе негосударственными, работающими в области детства, а также «в административных и законодательных процедурах, в программах, проектах и политических решениях принятых относительно детей или имеющих на них влияние».

Согласно Конституции РФ Российская Федерация - правовое государство. Рекомендации же Комитета ООН требуют создания условий, способствующих произвольному и необоснованному вмешательству чиновников в дела семьи по юридически неопределенным критериям.

Эти требования Комитета ООН по правам ребенка нарушают установленные Конституцией РФ и национальным семейным законодательством принципы невмешательства кого-либо в дела семьи, презумпции невиновности и добросовестности родителей, неприкосновенность частной жизни, жилища, защиту семьи и другие конституционные права граждан.

В то же время, родительскую общественность беспокоит, что в угоду требованиям международных структур в российское законодательство вводятся юридически недостаточно определенные критерии и нормы, противоречащие интересам семьи и детей, которые позволяют признавать практически любую семью, в том числе вследствие лишь её бедности, - социально опасной, а детей - оставшимися без попечения родителей, и передавать их в приюты или в патронатные («фостерные») семьи на период «исправления родителей» даже без судебного решения.

Указанные положения способствуют необоснованному увеличению количества детей-сирот при живых родителях (социальное сиротство), создают социальное напряжение в обществе и справедливое недовольство родителей.

В этой связи абсолютно неприемлемыми являются положения принятого в декабре 2013 года Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которыми в завуалированном виде введен социальный патронат. Мнение родительской общественности о том, что данная ювенальная технология содержит явные социальные риски, было поддержано Президентом России В.В. Путиным, в результате чего законопроект о социальном патронате был отклонен Государственной Думой. Однако его положения сейчас интегрируются в другие законы, а в регионах, в частности в городе Москве, идет внедрение социального патроната в практику работы с семьями.


Нас также тревожит нарастающая тенденция законодательного признания противоправными и даже преступными нормальных действий родителей, связанных с наложением разумных запретов и ограничений на детей в воспитательных целях, а также участившиеся случаи привлечения родителей к уголовной ответственности за физические наказания детей в воспитательных целях, не наносящие вреда их здоровью.

По нашему глубокому убеждению защита детей в нашей стране должна осуществляться традиционными для России методами, позволяющими устранить причину, а не следствие семейного неблагополучия, воздействуя на семью без её разрушения и волюнтаристского вмешательства.

Государство должно надежно и эффективно гарантировать законом неприкосновенность и автономию семейной жизни, закрепить преимущественные права родителей на воспитание своих несовершеннолетних детей независимо от мировоззрения, имущественного и социального положения, на самостоятельное принятие решений по вопросам, относящимся к их обучению, развитию, охране их здоровья и т.д.

Родительской общественностью разработана Концепция защиты семьи, укрепления её правового статуса, и пакет законодательных инициатив для реализации данной Концепции ( http://www.arks.org.ru ).

При этом очевидно, что наилучшей мерой профилактики социального сиротства является защита и поддержка кровных семей.

Мы расцениваем требование Комитета ООН об отмене так называемого Закона Димы Яковлева как грубейшую попытку вмешательства во внутренние дела российского государства, неприемлемое вторжение в сферу национальной безопасности России.

Мы приветствуем принятый запрет усыновления российских детей-сирот иностранными гражданами, состоящими в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лицами, являющимися гражданами указанных государств и не состоящими в браке. Однако считаем эти меры недостаточными. Необходим полный запрет иностранного усыновления  российских детей-сирот, как минимум - в страны, где разрешены однополые браки.

Мы поддерживаем меры, которые принимает государство в целях улучшения положения детей-сирот в нашей стране. В то же время отмечаем, что эти проблемы требуют дальнейших усилий со стороны всего общества.

В этой связи родительская общественность подготовила ряд собственных предложений по улучшению ситуации в сфере сиротства в России ( http://www.arks.org.ru ).

Нам представляется несостоятельной, направленной в ущерб интересам национальной безопасности России, позиция Комитета ООН, обеспокоенного якобы нарушением прав российских детей в связи с «обязательной военной подготовкой мальчиков в возрасте 15 лет в обычных школах, а также обучение детей в военных училищах с 12 лет».

Демографическую ситуацию в стране необходимо улучшать, заботясь о нравственном благополучии и материальном благосостоянии народа России, а не за счет миграции, как этого требует Комитет ООН по правам ребенка.

Настоящим бедствием стало неконтролируемое распространение  в СМИ и сети Интернет информации, растлевающей детей. Необходимо прекратить пропаганду насилия, жестокости, разврата, потребительского образа жизни, выстроить информационную политику государства, направленную на воспитание уважения к человеку, к семье, к Родине.

Безусловную угрозу здоровью и развитию детей составляет половое просвещение, осуществляемое в России рядом организаций. В частности, непоправимый вред наносит пропаганда среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений. Требование Комитета ООН по правам ребенка об отмене запрета гей-пропаганды среди несовершеннолетних в России является прямым нарушением Конституции РФ (её статьи 55) и международных норм. Оно направлено на растление наших детей.

В основу всех разрабатываемых мер государственной семейной политики должен быть положен  приоритет национальных интересов России на основе традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа.

На основании изложенного, предлагаем:
В сфере законодательного регулирования вопросов семьи и детства:

- до вступления в силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (1 января 2015 г.) внести в него изменения, исключающие возможности для необоснованного вмешательства чиновников в дела семьи (социальное сопровождение) на основе регламентов межведомственного взаимодействия, которые позволяют, применяя неопределенно широкие и не поддающиеся однозначному толкованию оценочные критерии, осуществлять контроль за семьями, вплоть до отбирания из них детей;

- исключить технологии раннего выявления семейного неблагополучия в целях профилактики возможного наступления нуждаемости в социальном обслуживании (то есть когда родители ещё ничего не совершили); ввести четкие и обоснованные критерии признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании с необходимым условием нахождения в «трудной жизненной ситуации". При этом исключить правовые основания для необоснованного признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании в случаях любых «внутрисемейных конфликтов»,  а также «семейного насилия» и других ситуациях, не определенных действующим законодательством и способных привести к расширительному толкованию норм закона и вмешательству в частную жизнь семей;

- исключить установленную указанным Федеральным законом возможность вмешательства в частную жизнь семей коммерческим и некоммерческим фондам и организациям, в том числе иностранным, частным предпринимателям, с наделением их государственными полномочиями в сфере социального обслуживания населения и финансированием за счет бюджетных средств; отменить контрактную систему предоставления социального обслуживания, позволяющую соцработникам произвольно вмешиваться в дела семьи, в процесс воспитания детей под угрозой лишения права на социальное обеспечение, установленного статьями 7, 39 Конституции РФ; ввести гарантии защиты персональных данных получателей социальных услуг и членов их семей;

- прекратить практику применения в регионах, в частности, в городе Москве, социального патроната как ювенальной технологии, содержащей явные и существенные социальные риски;

- внести изменения в статьи 116 и 156 Уголовного кодекса РФ, исключив возможность привлечения родителей к уголовной ответственности за физические наказания детей в воспитательных целях, не повлекшие ущерба здоровью ребенка;

- четко разграничить и конкретизировать правовые определения разных категорий семей с детьми (семьи в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении), установленных в действующем законодательстве, в целях реализации дифференцированного подхода в работе с семьями;

- конкретизировать и сделать исчерпывающим перечень оснований лишения и ограничения родительских прав, установленный в статьях 69, 73 Семейного кодекса РФ;

- уточнить в статье 77 Семейного кодекса РФ, что отбирание ребенка из семьи возможно только в случае явной и непосредственной угрозы его жизни или здоровью, которая исходит от родителей и неустранима никаким иным способом, кроме разделения ребенка с родителями;

- сделать исчерпывающим  предусмотренный в статье 121 Семейного кодекса РФ перечень оснований признания детей оставшимися без попечения родителей, исключив из него необоснованные, оценочные и недостаточно определенные критерии;

- установить, что дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть помещены в замещающие семьи или приюты только на основании решения суда о лишении или ограничении родительских прав, за исключением случаев явной и непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка;

- установить ответственность органов опеки и попечительства, других органов и организаций, за незаконное вмешательство в семью, необоснованное отбирание ребенка и иные злоупотребления в данной области;

- прекратить деятельность в Российской Федерации ювенальных судов как неконституционных органов судебной власти;

- закрепить в Семейном кодексе РФ дополнительные гарантии прав родителей, таких как: права самостоятельно решать вопросы, касающиеся внутренней жизни своей семьи, права воспитывать своих детей любыми, не запрещенными законом способами, по своему усмотрению в соответствии со своим мировоззрением, религиозными, национальными и культурными традициями, а также ограничивать права ребенка, если он пользуется ими во вред своим интересам, ставя под угрозу своё  здоровье и  развитие;

- закрепить в семейном законодательстве принцип презумпции добросовестности родителей, установив, что действия и решения родителей в отношении детей признаются добросовестными и совершаемыми в интересах ребенка, если обратное не было установлено вступившим в законную силу решением суда;

- установить в Семейном кодексе РФ перечень родительских прав, закрепив за родителями права по воспитанию, обучению, охране здоровья своих детей, представительству их интересов, а также право родителей привлекать детей к посильному домашнему труду, учебе, исполнению религиозных предписаний, соблюдению домашней дисциплины и т.п.;

- закрепить приоритет прав кровных родителей на воспитание своих детей независимо от материального положения, социального статуса, вероисповедания и т.д., а в случае их отсутствия - кровных родственников, выполняющих опекунские обязанности;

- пересмотреть редакцию статьи 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, исходя из того, что ответственность родителей может наступать только за неисполнение или ненадлежащее исполнение конкретных родительских обязанностей, которые возложены на них законодательством;

- установить исключительно судебный порядок привлечения родителей (законных представителей) к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

- откорректировать с учетом статьи 60 Конституции Российской Федерации положения действующего законодательства, необоснованно и чрезмерно расширяющие дееспособность несовершеннолетних: право ребенка с 14 лет самостоятельно обращаться в суд по искам против родителей, самостоятельно решать вопросы охраны своего здоровья с 15 лет, включая производство аборта и тяжелых операций, получать с 14 лет вместо родителей пособия на своё содержание и подобные им нормы, не соответствующие подлинным интересам несовершеннолетних детей и ограничивающие право  и обязанность родителей (иных законных представителей) заботиться о своих детях;

- отклонить находящийся на рассмотрении в Государственной Думе проект федерального закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин», который через введение термина «гендерное равенство» фактически подменяет понятие физиологического пола социальным полом («гендером»), что не соответствует традиционным для России духовно-нравственным ценностям и ведет к разрушению института семьи;

- установить полный запрет усыновления российских детей за границу, за исключением передачи ребенка в семью кровных родственников, как минимум запретить федеральным законом усыновление российских детей в те страны, где разрешены однополые браки или союзы;

- проверить законность деятельности некоммерческих организаций, занимающихся вопросами семьи и детства, в частности, Фонда защиты детей от жестокого обращения и Фонда помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на предмет внедрения в России ювенальных технологий, в том числе за счет средств иностранных и международных структур;

- законодательно отнести организации, занимающиеся деятельностью в области социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства и т.п., получающие средства из-за рубежа, а также выполняющие совместные программы с иностранными и международными организациями, к категории организаций - иностранных агентов, поскольку их деятельность в этой сфере непосредственно влияет на государственную политику и национальную безопасность России;

- разработать организационно-правовой механизм, обеспечивающий учет мнения родительской общественности при принятии законов, нормативных правовых актов и иных государственных решений по вопросам, касающимся семьи и детства.
для изменения ситуации в сфере сиротства необходимо:

- поддерживать в приоритетном порядке традиционные для России формы семейного устройства детей: усыновление и опеку;

- распространить на усыновление как на наиболее стабильную и полноценную форму устройства ребенка в семью, как минимум те же льготы, которые предоставляются государством приемным и патронатным семьям;

- ввести требование об обязательном профессиональном педагогическом образовании для граждан, принимающих детей в приемные и патронатные (профессиональные) семьи с соответствующей оплатой их труда;

- предусмотреть в качестве подготовки к устройству ребенка в семью возможность временного нахождения ребенка у потенциальных опекунов, попечителей, приемных родителей до решения вопроса об их оформлении на постоянные формы устройства в семью;

- восстановить систему психолого-медико-педагогических центров с целью обеспечения бесплатности и доступности качественной психологической помощи, направленной на охрану психического здоровья детей, установление и сохранение детско-родительских отношений в замещающих семьях, что особенно актуально при передаче на воспитание детей-сирот старше 7 лет;

- разработать государственную программу «Дети-сироты» в качестве инструмента реализации прав таких детей на образование, охрану здоровья, обеспечение жильем и т.д.;

- использовать опыт современных успешных детских домов, приютов, устроенных по "семейному типу", суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов как одну из эффективных форм воспитания и социализации детей-сирот, особенно школьного возраста.
В сфере профилактики социального сиротства:

- предусмотреть комплекс мер государственной поддержки кровных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (многодетных, одиноких и т.д.), с предоставлением им различных форм социальной помощи в объеме, не менее чем замещающим семьям;

- восстановить в законодательстве процедуры принудительного лечения от алкоголизма и наркомании по решению суда;

- обеспечить своевременное (до совершения преступления) направление граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых психических заболеваний, представляющих опасность для несовершеннолетних детей, на принудительное лечение в стационары по решению суда;

- принять меры к увеличению возможностей посещения детьми из меалообеспеченных семей детских досуговых центров, кружков и секций, к вовлечению детей в патриотические и социально ориентированные детские движения;

- модернизировать инфраструктуру детства, оптимизировав её финансирование в зависимости от эффективности работы служб, работающих в данной сфере;

- разработать критерии эффективности работы служб защиты прав детей в зависимости от сокращения числа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении;

- разграничить компетенцию органов системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, возложив ответственность на каждого из них в зависимости от выполняемых функций;

- не допускать создания межведомственного координационного органа, как того требует Комитет ООН по правам ребенка, с целью реализации в России Конвенции ООН о правах ребенка (то есть единого ювенального органа с повышенными полномочиями).
в сфере образования:

- пересмотреть требования федеральных государственных образовательных стандартов и школьных программ с учетом возрастных психо-физиологических возможностей обучающихся, отменить обязательный характер ЕГЭ, ввести в школах уроки патриотического и нравственного воспитания, этики и психологии семейной жизни и т.д.;

- в полной мере обеспечить финансирование православных образовательных организаций в соответствии с нормативом финансирования государственных и муниципальных школ.
в сфере обеспечения информационной безопасности детей:

- ужесточить требования Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", устранить правовые пробелы, ввести положения о проведении независимой экспертизы информационной продукции для детей по требованию общественности, установить действенные механизмы объективной оценки данной продукции;

- внедрить систему жестких фильтров в сети Интернет, обеспечивающих надежную защиту детей от преступного или нежелательного контента;

- установить правовые требования физиологической, психологической и нравственной безопасности детской игровой продукции, включая компьютерные игры, иной продукции для детей;

- запретить растление детей под предлогом сексуального (полового) просвещения;

- внести в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дополнительные гарантии защиты детей от нравственного растления, в том числе от информации эротического характера, содержащейся на упаковках товаров сексуального назначения, распространяемых в розничной торговле, и в других общественных местах.
в сфере демографии:

- разработать и реализовать комплекс мер, направленных на увеличение рождаемости: снижение количества абортов, предотвращение отказа от детей матерями в родильных домах, включая помощь государственных служб, психологов, социальных работников и других специалистов, прекратить оплату (абортов) за счет средств налогоплательщиков.
в сфере защиты детей граждан Российской Федерации за рубежом:

- ускорить принятие Федерального закона № 61423-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации» (в целях создания максимально упрощенного порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации), внесенного Президентом РФ и находящегося на рассмотрении в Государственной Думе с 2012 года.

Разработать совместно с представителями Форума  «Защита и поддержка семьи  - основа государств­енной семейной политики России»формы постоянного взаимодействия с органами государственной власти, уполномоченными осуществлять разработку и осуществление государственной семейной политики в целях повышения эффективности деятельности общества и государства в интересах семьи и детей.

(15 февраля 2014 г., Москва,  Общественная палата Российской Федерации)
http://www.arks-org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1013:-l-s-r-l-s-r-&catid=45:2011-07-01-18-11-33&Itemid=119

нам без вас-всё равно что вам без нас!, АРКС

Previous post Next post
Up