Сначала мы страдали из-за отсутствия молодежи на рынке труда, теперь страдаем из-за отсутствия желающих работать. В общем, всегда находим причины пострадать.
А вообще ситуация, конечно, странная. Впервые за последние десятилетия мы столкнулись с тем, что на работных сайтах вакансий больше, чем резюме соискателей. А если отбросить дублированные резюме и тех, кто на самом деле не ищет работу, а просто мониторит рынок, то останется совсем ничего.
Некоторые работодатели пока еще держатся за свою убежденность, что за воротами их предприятия стоит очередь из желающих работать. Правда при этом они стараются не подходить к окну, чтобы не увидеть жестокую реальность. Да и с работы уходят попозже, когда, по их мнению, желающие работать уже разошлись по домам.
Многие работодатели уже поняли, что ситуация критическая. Кто-то понял сам, оценив количество откликов на их безумно привлекательные предложения работать за троих на одну зарплату. Кому-то подсказки с завидной регулярностью шлют работные сайты.
Про работные сайты, кстати, тоже интересно. Понимая, что в такой ситуации скоро они останутся не у дел, начинают придумывать новые схемы вытягивания денег из своих клиентов. Брать деньги с соискателей дело не самое благодарное и вообще малоприбыльное, а вот наивные работодатели с удовольствием готовы оплатить очередную услугу.
Например, теперь работные сайты все, как один, предлагают услугу копирайтинга текста вакансий, приправив все это дело продающим текстом о том, какие слова можно писать в вакансиях, а какие нет. В эту же копилку красочные брендированные страницы компаний работодателей на работных сайтах. Услуга далеко не самая дешевая.
Об эффективности вакансий, прошедших через копирайтинг и размещенных с ярким логотипом компании, работные сайты кричат наперебой. Заодно всем заинтересованным показывается наглядная статистика на сколько такие вакансии более привлекательны. На самом деле нет. Да и все мы знаем на сколько статистика ветреная женщина.
Соискателям абсолютно все равно на ключевые слова в тексте и на красивые картинки. Им главное название должности и размер дохода. Кому-то еще важно расположение офиса работодателя. Тратить на дорогу несколько часов утром и столько же вечером мало кто хочет.
Работодатели, понимая, что теперь битва за каждого соискателя превращается в образ жизни, идут на все возможные ухищрения, чтобы завлечь их в свои сети. Началась действительно охота за соискателями. Специалисты по подбору персонала резко превратились в менеджеров по продажам вакансий и в совершенстве освоили технику превращения недостатков в достоинства.
Маленькая, никому не нужная и неизвестная компания? Зато у нас дружный коллектив, в котором все друг к другу на ты и возможен быстрый карьерный рост. Могут еще гордо назвать себя стартапом, но в последнее время стали такого стесняться. Соискатели пугаются иностранного слова.
Средняя компания с переменчивым успехом на рынке? Мы стабильны, потому что выдержали кризисы последних лет и стоим на пути уверенного развития! Такие компании могут предложить соискателям уже дополнительные бонусы. Например, чай и кофе за счет компании, оплату спортзала и еще чего-нибудь.
Большая компания с многолетней историей, как это ни странно, также нуждается в рекламе самой себя. Сегодня даже факт якобы надежности уже не является привлекательным для соискателей и громкое название само по себе не приводит работников.
Некоторые большие компании еще держатся за старые устои и только на основании своего имени продолжают платить мало своему персоналу. А другие уже поняли, что, если продолжать в том же духе, то завтра из большой компании превратятся в маленькую. Именно поэтому они щедро раздают сотрудникам всякие страховки, путевки, премии и плюшки.
В общем, отказывают соискателям теперь реже. Порой ситуация на собеседовании похожа на экзамен в институте, когда студент не знает ничего, а преподаватель пытается вытащить из него хотя бы что-нибудь. Все чаще готовы брать людей без опыта и обучать. Причем, речь не о молодежи. Сказка о переходе в новую профессию в возрасте за 40 перестает быть таковой.
Куда катимся - понятно. Все та же статистика подтверждает, что даже мигранты не покрывают потребность в работниках.
Означает ли это, что наступила эра соискателей и теперь так будет всегда? К сожалению, нет. Скорее сократится количество рабочих мест и работодателей в целом, чем компании продолжат идти на такие траты ради работников. Пользуйтесь моментом сейчас.