Бытует мнение, что в среднем человек принимает решение о том, нравится ли ему собеседник или нет, за 30 секунд. На сколько это действительно верно ведется много споров. Большинство склоняются к тому, что это заблуждение. Но что действительно можно оценить за 30 секунд и как на практике применяют это рекрутеры?
"По одежке встречают". В первую очередь, оценивается внешний вид собеседника. Причем значение даже имеет не то, во что он одет, а то, как он одет. Если одежда выглядит чистой и опрятной, то собеседнику ставится виртуальный "+". Складки на одежде, грязь, неопрятность не добавят баллов в копилку положительного первого впечатления. Хотя, если кандидат выбирает экстравагантный или эпатажный стиль одежды и не претендует при этом на креативную должность, то это также не добавит ему очков привлекательности.
Обувь кандидата - мерило успеха в головах многих. Большинству вбили в голову, что обувь должна быть обязательно дорогой и из натуральных материалов. Любой адекватный человек понимает, что это не так. В первую очередь обувь должна быть чистой. А благодаря современным достижениям производства отличить на глаз хороший кожзаменитель от натурального материала практически невозможно.
Особое значение имеют рост и телосложение кандидата. Считается, что чем он выше и худее, тем сквернее у него характер, а чем ниже и круглее - тем веселее и покладистее. Атлетическое телосложение априори считается вымыслом и фантастикой, потому как в природе встречается крайне редко. А если и встречается, то такими кандидатами-мужчинами сразу начинают восхищаться, а женщин - завистливо ненавидеть.
Далее оценивается состояние кожи и волос. Грязные и давно немытые волосы сразу отталкивают. Цвет волос имеет очень большое значение. Считается, что светлые волосы - признак инфантильности поверхностного отношения к жизни, а темные - холодного расчета и склонности к интригам. Кандидаты, лишенные волосяного покрова на голове, сразу вызывают недоверие. Синюшно-бледная и болезненная кожа свидетельствует скорее о наличии заболеваний, чем об аристократическом происхождении кандидата. Проблемы с кожей в виде высыпаний и акне - тоже минус. Такие вещи отталкивают. Понятно, что по воздуху прыщи не передаются, а телесных объятий с кандидатом собеседование не предполагает, но все равно у большинства рекрутеров возникает желание отстраниться. Да и у не рекрутеров тоже.
На этот первичный скрининг внешнего вида у рекрутера уходит не более 2-3 секунд. Далее происходит оценка того, как кандидат движется. Скорее всего, удастся увидеть очень мало его телодвижений в пространстве пока он переступает порог кабинета или топчется в приемной в ожидании (а может и маринуется в переговорной), но этого более чем достаточно, чтобы вспомнить азы всем надоевшего и набившего оскомину "Языка телодвижений" А. Пиза и сразу понять, что кандидат закрыт, нервничает или уже врет, не сказав ни слова. На это также уходит 1-2-3 секунды.
Далее судорожно вспоминаются основы физиогномики и составляется "психологический" портрет кандидата по длине его мочек ушей, высоте зрачка и положению бровей относительно лба. Тонкие губы - злой. Толстые - болтливый. И не важно, что представительницы женского пола могли "перекроить" свое лицо при помощи достижений косметологии или пластической хирургии. Поменялась внешность - следом изменился характер. И не пытайтесь переубедить в обратном.
Мимика тоже имеет значение. Частота взмаха ресниц или подергиваний глаза от нервного тика - все это верные признаки честности или лживости. От того, какая сторона лица кандидата более "мимически активна", напрямую зависит его судьба. На оценку мимики и строения лица уходит больше всего времени при оценивании первого впечатления: от 5 до 10 секунд.
Далее оценивается речь кандидата и, в первую очередь, не то, что он говорит, а то, как он это говорит. На сколько приятно слышать голос собеседника становится понятно в первую секунду. Затем по интонациям, высоте, хрипам и прочим голосовым характеристикам определяется характер и прошлое кандидата. Сиплый грубый голос - товарищ из мест не столь отдаленных. Высокий и писклявый голос - перед нами истеричная натура, любящая интриги и сплетни. Чтобы это понять достаточно 3-5 секунд.
Пока кандидат что-то вещает есть возможность оценить его глаза. Цвет глаз может многое сказать. Чем светлее - тем «холоднее» человек. Обладатели темных глаз считаются лидерами и их сразу нужно бояться. И не важно, что на цвет глаз человек совсем никак не может повлиять за исключением случаев, когда он является счастливым обладателем цветных контактных линз, но и тут не факт, что он угадает с цветом. Помимо оттенка радужной оболочки рекрутерами жадно ловятся малейшие сужения или расширения зрачка, мимолетные взгляды влево или вправо (признаки лжи или правды), направление взгляда и т.д. По всему этому можно сразу понять подходит данный кандидат для работы в компании или нет. На все это уходит очень много времени: от 5 до 10 секунд. Но для опытного рекрутера это один из важнейших этапов.
И в оставшиеся от нашей 30-секундной оценки 2-3 секунды времени оцениваются руки кандидата: их положение, размер, форма, степень ухоженности. Тут все также, как и с общим внешним обликом - чем опрятнее, тем лучше. Грязь под ногтями плохо, аккуратный маникюр - хорошо. Свободно лежащие на столе руки - просто замечательно, пальцы, складывающие неприличную фигуру - плохой знак.
Надеюсь, вы поняли, что все это несерьезно и, если кто-то и использует вышеописанные приемы, то это от нечего делать или от своих каких-то особых представлений о способах оценки человека. Правило «первого впечатления» действительно существует, но само это впечатление формируется интуитивно и на столько мимолетно, что мы даже не всегда успеваем его осознать. И людей мы воспринимаем такими, какими они видят себя сами. Если нам кажется, что человек умен, то, чаще всего, оказывается, что он сам считает себя умным. Да и мера глупости/ума и прочих характеристик личности у каждого своя. Наделяя человека тем или иным качеством, мы должны отчетливо понимать, что сами под ним подразумеваем.
Чтобы избежать предвзятости в оценке человека на основании первого о нем впечатления, нужно проводить собеседование не очно, не посредством видеосвязи, а через стенку или плотную ширму. Возможно именно только так можно оценить кандидата, да и любого человека, адекватно.