Хантинг персонала: как и зачем

Dec 08, 2019 09:37


Об этом мечтают многие, но в реальности сталкивались единицы. Headhunting - редкое явление в рекрутменте и не всегда успешное. Разберем кого хантят, как и зачем.





Для некоторых сотрудников стать объектом хантинга - мечта и самоцель. Кто-то вообще никогда с этим не сталкивался, но гордо заявляет, что «было». Сами рекрутеры не всегда знают как это делается и путают прямой поиск с хантингом. Руководители мечтают «схантить» специалиста у конкурента, благодаря которому компания сразу за один день выйдет из кризиса, но понятия не имеют кто это должен делать.

Само это понятие пришло к нам, как обычно, от западных коллег и быстро обросло легендами и красивыми историями как, кого, когда и где хантили. Рассказывают о расставленных сетях и ловушках для специалиста, о долгой тактической и стратегической подготовке, о задействованной в охоте сети шпионов и агентов. По некоторым историям (может реальным, а может и не очень) можно даже фильмы снимать. Успех гарантирован.

Headhunting в российской интерпретации превратился в переманивание персонала у конкурентов. Никаких ловушек, слежек и прослушек. Только поиск контактных данных, звонок с вопросом: «Вы хотите у нас работать?» и грустное прощание в случае отказа. Но не буду обобщать. На самом деле и у нас есть опытные «хантеры», из ловушек которых жертве не выбраться.



Так кто может стать объектом хантинга? Массовое заблуждение говорит о том, что чаще всего под прицел попадают только самые редкие, грамотные и хорошо обученные. Это могут быть как и управленцы, так и инженеры, разработчики и даже просто специалисты, нужные той или иной компании и по какой-то неведомой причине не стоящие в общей очереди на трудоустройство.

Обычно все происходит так: есть у нас компания А и компания Б. Обе компании работают в одном направлении, производят схожий продукт, реализуют его на одном рынке, но у нашей условной компании А дела идут в гору, а условная компания Б чувствует себя не очень.

На каком-то этапе развития руководитель компании Б приходит к выводу, что силами имеющегося персонала ничего уже не изменить и завистливо смотрит в сторону компании А, не понимая в чем разница, если с виду все одинаково. Руководитель компании Б узнает, что в компании А на позиции начальника отдела продаж трудится чудо, а не сотрудник, который продаст что угодно по цене в несколько раз выше рынка. Естественно, с этого момента цель руководителя компании Б любой ценой заполучить этого сотрудника, чтобы поправить дела компании и утереть ей нос.

Дальше развивается деятельность, которая не под силу даже самому прославленному детективу. Начинает формироваться досье на цель: изучается вся его родословная до 7-го колена, отслеживаются все перемещения в пространстве в прошлом, настоящем и будущем. При наличии технической возможности и не обращая внимания на риски, связанные с законодательством, устанавливается прослушка телефонных разговором и перехват сообщений, взламывается личная электронная почта. Социальные сети - кладезь полезной информации - изучаются вдоль и поперек, вплоть до того, что вручную отыскиваются публикации, которые цель отметила лайком. Ну и много всего остального, запрещенного и допустимого законодательством.



После этого составляется психологический портрет цели, карта интересов, потребностей и желаний. По итогу сама цель знает о себе меньше, чем те, кто желает ее схантить.

И вот, когда весь компромат собран, можно начинать боевые действия. А точнее, формулировать предложение, с которым можно обратиться к жертве и не получить отказ в итоге.

Допустим, наш руководитель отдела продаж из условной компании А оказался мужчиной слегка за 30, без семьи, с подержанной ауди, которую он мечтает заменить на БМВ, ипотекой и кошкой. Вечера коротает на курсах английского, а по ночам играет в онлайн-игры. Представили? Описание сжатое и краткое и дано только для примера.

Что делает наш руководитель из условной компании Б? На баланс в срочном порядке из последних средств закупаются БМВ, мощные компьютеры и большие мониторы, в офисе устраиваются дни под кодовым названием «Принеси питомца с собой» и сотрудникам предоставляются свободные часы, которые они могут провести, занимаясь любой ерундой. Дальше дело техники: случайные встречи с руководителем отдела продаж из компании А в заранее спланированных и отведенных местах, общение на конференциях, во время которого происходит презентация компании и ее замечательной корпоративной культуры с питомцами на работе, служебным транспортом для сотрудников, который можно выкупить в пользование по остаточной стоимости, да еще и за беспроцентный кредит, предоставляемый компанией, а также материальная помощь на погашение ипотеки.

Глаза у цели хантинга начинают гореть, мысли о смене работы закрадываются сами собой и в нужный момент ему делается предложение, от которого он не может отказаться: служебный БМВ, свободный график и возможность принять участие в выводе компании на зарубежные рынки, для чего необходимо знание хотя бы азов английского языка (с большими бонусами по итогу). От таких возможностей руководитель отдела продаж из компании А теряет голову и радостно пишет заявление на увольнение, чтобы приступить к работе в компании Б. Цель достигнута.



Повторюсь: все расписано очень кратко, утрированно, многие моменты не указаны и не учтены и вообще история вымысел и все совпадения с реальностью носят случайный характер.

Дальше история развивается обычно менее радужно. От нового сотрудника ожидают мгновенных результатов и высокой отдачи, а получают долгий период адаптации и длительное отсутствие эффективности. С учетом затраченных времени и средств становится понятно, что сделано это было зря и проще было поискать хорошего сотрудника на свободном рынке, а не переманивать у конкурентов. Сам сотрудник также зачастую быстро разочаровывается и перестает радоваться возможности играть в рабочее время, приносить с собой кошку, а служебный БМВ на поверку оказывается не так хорош, как старенькая, но родная ауди. И покидает компанию. Либо остается, но чувствуя на себе косые взгляды понимает, что лучше бы покинул.

Мораль: успешный в одной компании сотрудник не всегда бывает также успешен в другой.

Иногда случаются и истории с хорошим концом: специалиста схантили, он компанию из кризиса вывел, продажи поднял и все счастливы. Но это редко.

А вас хантили когда-нибудь? Хотели бы стать целью хантинга?



смысл жизни, стиль, стиль жизни, собеседование, поиск себя, работа, поиск персонала, поиск работы

Previous post Next post
Up