Оригинал взят у
a_avvakum в
АРХИЕРЕЙСКОЕ МЕЖИГОРЬЕ и СМИРЕНИЕ ХРИСТОВО Одно фото изображает митрополита Сурожского Антония, беседующего с женщиной. А другое представляет нам митрополита Тернопольско-Зборовского Василия.
Ни выражение лица, ни поза епископа Василия не выражают, ни наименьшим образом правило веры, образ кротости, воздержания учителя, того идеала которым из себя являет в истории Вселенской Христианской Церкви святитель Христов Николай, эталон єпископства, для православних и католиков. Нет. Здесь мы видим дутость, кич, тщеславие... епископа просто банально пучит на горнем месте.
Это вовсе не значит что владыка Василий в быту, такой же пучинистый, страшный и неприступный. Никак нет, скорее наоборот. Но, Византийская традиция, с ее подхалимажем и почитанием императоров, перекочевала в Православие и приносит вот до сих пор такие зримые плоды - надутости. Архиерейство зачастую это - диагноз дикой, подчас слабо контролируемой гордыни! Такое фото отпугнет, да и отпугивает в протестантизм, а то и атеизм, тысячи и десятки тысяч людей. Почему и пустеют храмы и мелеют день от дня потоки практикующих прихожан в церквах.
Психика у человека слабенькая, он(человек) падок на разные медали, знаки, величия и отличия. Его, человека, хлебом не корми, а дай повеличаться. Рецептов от психической болезни тщеславия, человеческая история, пока еще не изобрела. Знаки, троны, митры, медальйоны, китч и пуч(от слова нас пучит, вздувает) и на будущее будут нашими пустопорожними украшательствами и блеском.
И еще один психологический завиток: такой человек, сидящий на троне, подчас не замечает и не понимает того, что в контексте современного развития человечества, он выглядит смешным. Сейчас даже правители стран, президенты носят строгую протокольную костюмную одежду, соответствующую ступени международного уровня и цивилизованных форм человечества. Только лишь отсталые племена, таких же отсталых африканских стран, заторможенных, задержанных в своем развитии цивилизаций еще используют бусы, стразы, перья, медальйоны. Увлекаются внешним блеском. Ну, и еще мы, православное духовенство…
В истории постоянно встает и будет вставать вопрос: как примирить Евангельское и Византийское? Ребус-головоломка для богословов и философов. Это вопиюще разные типы христианства. Они сосуществуют, между ними на богословском уровне постоянно возникают напряжения. Есть усилия творческой и философской мысли примирить, объяснить их. Но, примирить взаимоисключения очень и очень трудно. Почти что невозможно. Почему? Да потому что придя на Землю, Господь наш Иисус Христос явил нам в Евангелии для подражания образ нищеты и смирения.
На будущее во Вселенской Церкви, и церквах, как в 20м веке у католиков 2йВатиканский собор(когда папа Иоанн23й, отменил дико смешные носилки, целование туфли, более того снял с себя блещущую многими драгоценными бриллиантами тиару и приказал распилить ее разобрать с нее камни и распределить для детских домов вырученные средства), будут и у нас предприниматься какие то реформы, будут и впредь делаться, как говорил диакон всея Руси, отец Андрей Кураев, попытки по расчистке ряс от значков. Насколько они будут удачны и эффективны, мы не знаем. Словом жизнь - это противоборство противоположностей!
Будем реалистами. В церкви нужны все: нищие и смиренные подвижники, также богатые и знатные. Выросшие величественные храмы с золотыми куполами нужно постоянно содержать, поддерживать от разрушения временем. А для этого нужны средства и люди умеющие их добывать. Таким образом в церкви нет лишних людей, все нужны в огромном механизме Вселенской Церкви.
Некоторые современные писатели, недальновидно близоруко пророчествуют, что Византийский кич и гордость, рано или поздно из Церкви уйдут, и церковь Христова очистится и преобразится, взойдя на новый и совершенный духовный уровень жизни. Я далек от их оптимизма. Более того, скажу со всей ответственностью - не преобразится. Надо быть опытным духовником психологом, что бы понять явственное: психику людей не переделаешь. Гордость и кич и на будущее будут нашими постоянными попутчиками.
По всему видно, что и на будущее в церквах будут два вида, два типа служения. Служение высокого духовного смирения, Евангельской Христовой простоты и служение традиционной византийской гордости и пышности. Границы между ними будут и впредь сильно размыты. И каждый архиерей и священник в начале своего служения будет вбирать в себя, тот вид и образ служения, который ближе его натуре, характеру и природе.
Зная природу человека и человечества в целом, нас это(ни богатство, ни бедность) не должно ни радовать, ни раздражать. Каждый из нас выбирает открытый ему Творцом, природой, свойственный ему тип служения церкви.
Ну, а истинный Крест смирения и крестоношение патриарха Павла Сербского и митрополита Антония Сурожского, протоиерея Александра Шмемана тоже будут проявляться у подражающих им епископах и духовенстве рангом пониже и тоже останутся в Церкви навсегда. Каждый избирает свое. Как говаривал наш великий Полтавский земляк, философ Сковорода из Чернух: «Ищи друзей по сердцу своему!»